Проблемы литератур Дальнего Востока
97 1. Бо Цзюйи и его вклад в китайскую литературу По официальной версии, народные песни, собиравшиеся при империи Хань 14 специальной Музыкальной палатой юэфу , должны были сообщать о нра- вах в стране и давать пищу для размышления государю, как это подразумевалось в древности при составлении раздела «Нравы царств» ( 國風 ) «Книги песен». Вместе с тем известно, что одним из зачинателей этого процесса, служивший в Музыкальной палате, был крупнейший поэт своего времени Сыма Сянжу ( 司 馬相如 , ~179–117 гг. до н. э.), а другими сотрудниками — выдающиеся литера- торы «несколько десятков человек», создававших песни на основе собранных народных образцов («Ханьская история», цзюань 22, записи ( 志 ) 2, «Записи ри- туала и музыки» ( 《禮樂志》 )) [7, с. 455]. Произведения эти удивительно точно от- ражали новые социальные ориентиры ханьского общества и сами стали частью живой песенной традиции своего времени. В последующие эпохи форма юэфу активно использовалась литераторами, но прежней социальной роли больше не обретала. Как правило, произведения писались на классические ханьские сюже- ты, повторяя не только структуру прежних произведений, но и заимствуя их на- звания. В 809 г. поэт Ли Шэнь ( 李紳 , 772–846) создает цикл стихов « Юэфу с новыми названиями числом 20» ( 《新題樂府二十首》 ) («Цюань Тан ши» ( 全唐詩 ), цзюань 419) [8, т . 12, с. 4615], и в подражание ему Бо Цзюйи и Юань Чжэнь пишут свои циклы «новых юэфу » (Юань Чжэнь — «Двенадцать юэфу с новыми названиями, написанных в подражание сверщику текстов Ли» ( 《和李校書新題樂府十二首》 ), Бо Цзюйи — «Новые юэфу » ( 《新樂府》 ). Стихотворения самого Ли Шэня не со- хранились до наших дней, а произведения Бо Цзюйи иЮань Чжэня в этом жанре становятся невероятно популярными; имеются не только « Юэфу с новыми на- званиями», но и написанные Юань Чжэнем несколькими годами позже « Юэфу со старыми названиями» ( 《樂府古題》 ) и множество других произведений, не вошедших в циклы. Выбор тематики объяснялся самими поэтами: «Так случи- лось, что от [разделов Шицзина] фэн и я и до современных музыкальных тече- ний [поэзии] не было таких, кто бы не намекал на современные [ему] события, чтобы оставить наследие последующим поколениям» («Цюань Тан ши» ( 全唐詩 ), цзюань 418) [8, т. 12, с. 4604], и, иносказательно прибегая к древним формам, они намерились говорить о делах современных. Бо Цзюйи заявляет об этом совер- шенно прямо: «…созданы [они] для [блага] государя, министров, народа, [про- цветания живых] существ и [всяческих] дел, а не для литературных [изысков]» («Цюань Тан ши» ( 全唐詩 ), цзюань 426) [8, т . 13, с. 4689]. Не претендуя на нова- торство (поэты признают, что задолго до них юэфу на новые сюжеты стал писать великий танский поэт Ду Фу ( 杜甫 , 712–770)) («Цюань Тан ши» ( 全唐詩 ), цзюань 418) [8, т. 12, с. 4604], они говорят в своих «Новых юэфу » обо всем том, что хотели сообщить трону, но так и не были услышаны: об утрате ритуала у властителей («Седые обитательницы Шанъяна», 上陽白髮人 ), об обманщиках среди мнимых 14 Хань ( 漢 , 206 г. до н. э. — 22 0 г. н. э.) — название Китая после объединения и воцарения династии Лю в 206 г. до н. э.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=