Проблемы литератур Дальнего Востока
93 1. Бо Цзюйи и его вклад в китайскую литературу был объявлен в четвертом месяце этого же года и стал поворотным в судьбе обоих друзей. Обо всем сказанном сообщается самим Бо Цзюйи в предисло- вии к «Цэлиню»: «В начале Юань-хэ 2 я оставил [пост] сверщика текстов. Вместе с Юань Вэйчжи 3 [мы] намерились пройти “отбор жеребьевкой” 4 , удалились [от мира] и поселились в столичном [святилище] Хуаянгуань 5 , [держали] двери за- пертыми целыми месяцами, обдумывали-разбирали нынешней поры дела, све- ли-составили канонический темник 6 из 75 разделов. Случилось так, что Вэй-чжи первым “взошел в степень”, а я ему уступил; все, на что [выпало] отвечать, — из сотни этих [писаний] не прибегли и к одному-двум. Вот их остатки сам всеми силами и воплотил [в трактат], не смог выбросить-исторгнуть, а расставил по порядку да собрал, разделил на четыре цзюаня , нарек имя “Цэлинь” — и только то» («Бо Сян-шань цзи» ( 白香山集 ), разд. 7, цзюань 45) [2, т. 2, с. 29]. Юань Чжэнь действительно «взошел в степень» успешнее своего друга: по результатам чжикэ он получил оценку третьего уровня, который был в то время высшим— первые два не присуждались; Бо Цзюйи же, поскольку на испытаниях по вопросам политики отвечал прямо, удостоился лишь четвертого уровня [1, т. 1, с. 886]. И размышления о положении дел в Поднебесной пришлось отложить на неопределенное время — Юань Чжэнь получил должность левого (то есть главного) цензора шии ( 拾遺 ) 7 , а Бо Цзюйи был назначен вэем 8 второй степени ( 餘尉 ) в Чжоучжи ( 盩厔 ), уезде недалеко от Чанъаня. Размышления же о положении в стране, изложенные в трактате, были для Бо Цзюйи и Юань Чжэня отнюдь не досужим мероприятием: ситуация к 806 г. складывается чрезвычайно сложная и требующая более чем решительных шагов. Последствия бунта Ань Лушаня ( 安祿山 , 703–757), подавленного в 763 г., ска- зывались все еще весьма остро: обнищание народа, как следствие — постоянно вспыхивающие смуты на местах, засилье авантюристов при дворе, почти без- граничная власть евнухов. Особенно остро положение усугубилось в последние продвижение внутри департаментов стимулировалось именно результатами чжикэ и других от- борочных испытаний. 2 Юань-хэ ( 元和 ) — название девиза правления танского Сянь-цзуна ( 憲宗 , 806–820). 3 Вэй-чжи ( 為之 ) — второе имя Юань Чжэня. 4 Отбор жеребьевкой ( 制舉 ) — здесь: экзамены чжикэ , см. выше. 5 Хуаянгуань ( 華陽觀 ) — даосский монастырь, находившийся в квартале Юнчун ( 永崇 ) и названный в честь принцессы Хуа-ян ( 華陽公主 , ? — 774), пятой дочери танского императора Дай-цзуна ( 唐代宗 , 729–779); некогда тут находилась ее резиденция. После смерти принцессы здесь был устроен поминальный молебен и учрежден даосский монастырь Цзундаоюань ( 宗道 觀 ), называемый также и Хуаянгуанем. Бо Цзюйи неоднократно останавливался в этом святили- ще, имеется несколько стихотворных посвящений Хуаянгуаню. 6 Канонический темник ( 策目 ) — применявшийся в китайской экзаменационной системе темник по вопросам политики и управления страной. 7 Шии — буквально «восполняющий утраты», во время правления династии Тан — цензор, указывающий государю на его промахи. 8 Вэй — невысокий чиновничий ранг, в военной сфере аналогичный младшему офицеру.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=