Проблемы литератур Дальнего Востока

92 Проблемы литератур Дальнего Востока and this idea fully revealed later in New Yuefu poetry. Surely enough, New Yuefu have not been limited to the 50 poems, inspired by Li Shen. The new poetic experience gave birth to a whole literary trend, covering the most burning, up-to-date issues of con- temporaneousness as well as the nearest past, picturing typical characters of different strata, pointing out social diseases and perils. The absolute trust in uppermost ritual role of a text has been embodied in such texts as, for example, Song of Eternal Grief ( 《長恨歌》 ), where the infamous story of Emperor Xuan-zong ( 玄宗 , 685–762) and his favorite concubine Yang Gui-fei ( 楊貴妃 , 719–756) found a new interpretation, that later would have become mainstream. Thus, the main conclusions are: 1)  New Yuefu had a philosophic basement, carried out long before the first poem of the new style ap- peared; 2) its main goal was to revive the actual social role of poetry; 3) it had a great impact on the later Chinese poetry and social thought. Keywords: Bo Juyi, history of Chinese literature, yuefu , poetry, political treatise. В 806 г. Бо Цзюйи оставляет службу на должности сверщика текстов. Эту должность он получает за три года до этого, то есть в 803 г., по результатам эк- заменов, проведенных Министерством чинов ( 吏部 ); побеждавшие получали степень, которая в китаистике обычно называется описательно «Выдающийся литературный талант», а в буквальном смысле означает «[Прошедший] отбор из средоточия [талантов] по каллиграфии и литературному рассуждению» ( 書 判撥萃科 ). Инспекцию проверки текстов осуществлял выдающийся литератор и государственный деятель — Пэй Цзи ( 裴垍 , ? —811), особенно выделивший сочинения Бо Цзюйи и его друга Юань Чжэня ( 元稹 , 779–831). По результатам экзамена оба получили должности сверщиков текстов ( 校書郎 ) в Канцелярском приказе ( 秘省 ) [1, т. 1, с. 877]. За три года службы случается много перемен как в стране, так и в личной жизни поэта, и в 806 г. он оставляет пост в Канцеляр- ском приказе и вместе с Юань Чжэнем проводит несколько месяцев в монасты- ре, где оба они неотрывно работают над сочинением «Цэлинь» ( 《策林》 ), «Лес трактатов», или, по другому варианту перевода, — «Собрание стратегических планов», «Свод замыслов» [1, т. 1, с. 886]. В «Цэлине» — труде весьма объемном (состоящем из 75 глав) — имелись рассуждения об обстановке в стране: о политике, экономике, военной сфере, и по каждому аспекту предлагались свои рекомендации и советы. Необходимо отметить, что столь усердная работа была личной инициативой обоих литераторов и никак не благословлялась правящим двором, а уж тем более им не заказывалась. Но, очевидно, на момент написания «Цэлиня» этот вопрос ничуть не занимал авторов — Бо Цзюйи в 806 г. было 34 года, Юань Чжэню — 27 лет; они готовились к намеченному скоро экзамену чжикэ ( 制科 ) 1 , который 1  Чжикэ — возникшая при Тан особая экзаменационная система по ведомствам, назнача- емая особыми указами государя и имевшая целью выявлять наиболее одаренных сотрудников по каждому из министерств, чтобы затем продвигать их далее по службе. Не пересекалась с си- стемой экзаменов кэцзюй ( 科舉 ), направленной на выявление талантов вне зависимости от ве- домственной принадлежности и не связанной с непосредственным назначением на должность. В танское время кэцзюй давала лишь стартовую возможность получения службы; фактическое

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=