Проблемы литератур Дальнего Востока

https://doi.org/10.21638/11701/9785288063770.07 91 1. Бо Цзюйи и его вклад в китайскую литературу © Санкт-Петербургский государственный университет, 2023 Сторожук А. Г.  https://doi.org/10.21638/11701/9785288063770.07 (Санкт-Петербургский государственный университет, Россия) БО ЦЗЮЙИ И ИСТОКИ «НОВЫХ ЮЭФУ » Аннотация: Поэтический цикл «Новые юэфу » был написан Бо Цзюйи ( 白居易 , 772– 846) в 809 г. вслед за стихотворениями Ли Шэня ( 李紳 , 772–846) под тем же назва- нием. В этом же году появляются «Новые юэфу » другого крупнейшего поэта Юань Чжэня ( 元稹 , 779–831), и новый стиль становится известен как Юань-Бо. У обоих поэтов был схожий взгляд на роль слова в обществе, и они одинаково стремились претворить свои убеждения в жизнь. Основы «Новых юэфу » были заложены еще в 806 г., когда оба поэта пишут известный трактат «Цэлинь» ( 《策林》 ), где формули- руются их социально-политические взгляды. Многие из них, вдохновленные дви- жением Фугу, наивны и предсказуемы: вера в высшую гармонизирующую роль ритуала, призывы поощрять знания и добродетели, требования остановить вой­ ны и понизить налоги. Вместе с тем это была декларация приоритета гуманно- сти над квазипорядком, и эта идея полностью проявилась позже в «Новых юэфу ». Конечно, «Новые юэфу » много больше, чем цикл 806 г. Новый поэтический опыт порождает целое направление в поэзии, обращенное к наиболее актуальным во- просам современности и недавнего прошлого, указующего на социальные язвы и риски. Вера в высшее предназначение слова нашла воплощение, например, в «Песне о бесконечной тоске» ( 《長恨歌》 ), где одиозная история связи импера- тора Сюань-цзуна ( 玄宗 , 685–762) с его наложницей Ян Гуйфэй была по-новому переосмыслена, и это толкование стало общепринятым в последующие века. Ос- новные выводы: 1) у «Новых юэфу » имелась философская основа, выработанная много раньше появления самого цикла; 2) главной их целью было возрождение подлинной социальной роли поэзии; 3) они оказали существенное влияние на последующее развитие поэзии и общественной мысли. Ключевые слова : Бо Цзюйи, история китайской литературы, юэфу, поэзия, полити- ческий трактат. Storozhuk Alexander (St. Petersburg State University, Russia) BAI JUYI AND ORIGINS OF THE NEW YUEFU Abstract: The first poetic cycle of 50 New Yuefu was written by Bo Juyi ( 白居易 , 772–846) in 809 after the works of by his friend Li Shen ( 李紳 , 772–846). Bo Juyi wrote it simulta- neously with another great Tang poet Yuan Zhen ( 元稹 , 779–831), and the new literary style has been known for centuries as Yuan-Bo ( 元白 ). Both of the poets shared the same attitude towards the role of letters in the society and aspired to implement their credo at the official posts they held. The origin of New Yuefu philosophy dates back at least to 806, when he together with Yuan Zhen created the illustrious political compo- sition known as Celin ( 策林 ), where the bulk of their sociopolitical concepts were pro- nounced and stated. Most of these notions, inspired by Fugu movement, seem quite predictable and naive: the belief in an omni harmonizing role of ancient ritual, claim of necessity to promote worthy and knowledgeable, appeal to stop war and cut taxes. With all that this was a declaration of primary of benevolence over quasi orderliness,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=