Проблемы литератур Дальнего Востока

86 Проблемы литератур Дальнего Востока пользовать одну и ту же рифму, нет необходимости ее менять. Однако в данном стихотворении Бо Цзюйи неоднократно менял рифму в музыкальных разделах, и к тому же финали меняющихся рифм были разнообразны: в некоторых были женские рифмы, в некоторых — мужские, в каких-то — входящий тон. Разница в характере таких рифм огромна. При изменении финали и рифмы акустическое восприятие тоже менялось. Такие изменения в рифме, безусловно, были про- думаны Бо Цзюйи. Поэт прекрасно разбирался в музыкальных законах и точно знал, что различные рифмы создают различное акустическое воздействие. Вто- рая причина — каждому случаю перемены рифмы четко соответствует развитие сюжета. Следовательно, на каждый рифмический абзац приходится новый сю- жетный элемент. Согласно табл. 2 и 3, одна рифмическая строка соответствует одной сюжетной ситуации и одной музыкальной строфе. Данное заключение но- сит объективный характер и отражает синтез звуков и сюжета в стихотворении. В ходе исследования стихотворной метрики в юэфу нельзя не рассмотреть вопрос музыкальной каденции. Каденция — это самый увлекательный, захваты- вающий музыкальный фрагмент, в то же время на каденцию приходится куль- минация сюжета. Это характерно в равной степени как для древней, так и для современной музыки. Юаньский литератор Чжоу Дэцин ( 周德清 ) (1277–1365) в своем словаре « Чжунъюань иньюнь » ( 《中原音韵》 ) (1324) впервые выдвинул те- орию об утоу — кульминационных музыкальных фрагментах в юаньской драме. Данное явление существует и в новых юэфу . Хотя древние нотные записи юэфу не дошли до наших дней, мы все же можем сделать косвенные выводы о компо- зиции музыкальных разделов, основываясь на их связи со стихотворными стро- фами. Так, на наш взгляд, длительность использования одной и той же рифмы влияет на музыкальное восприятие. В строфах с редкой переменой рифмы мело- дические изменения происходят довольно спокойно и неспешно, что позволяет изобразить атмосферу или изложить события, как это происходит, например, во вступительной части исследуемого стихотворения или в строфах с третьей по пятую. В строфах с частой переменой рифмы, в свою очередь, мелодические трансформации происходят быстро и часто, что позволяет передать сюжетные повороты или изменения в эмоциональном состоянии персонажей, либо под- вести музыкальное произведение к кульминации. Кульминация в рассматривае- мом стихотворении сконцентрирована во втором музыкальном разделе и прихо- дится на седьмую-девятую строфы, где рифма меняется каждые две строки. Это и есть каденция стихотворения, или его утоу . В стихотворении музыкальная каденция полностью соответствует сюжетной кульминации, на которой поэт де- лает акцент, — это «трагические последствия» бегства главной героини. Можно сказать, что музыка для юэфу не могла быть пресной и заурядной, ведь для гар- монии с сюжетном была необходима кульминация.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=