Проблемы литератур Дальнего Востока

85 1. Бо Цзюйи и его вклад в китайскую литературу «Со дна колодца тяну серебряный кувшин» — это 40-е стихотворение из сборника «Новые юэфу », произведение весьма репрезентативное и важное. С культурологической точки зрения значимость его содержания выражается в трех основных аспектах: 1. В строках «Я игралась с зеленой сливой, прислонившись к низкой ограде, Вы на белой лошади остановились у плакучей ивы» заметна реминисценция на строки Ли Бо из стихотворения «Чанганьские мотивы» ( 《长干行》 ): На палочке мой муженек верхом Скакал, не жалея сил, Он в гости ко мне приезжал тогда И сливы мне приносил 4 . По сравнению с ним образ Бо Цзюйи получился более осязаемым, встреча главных героев описана более выразительно. В итоге образ «зеленые сливы и па- лочка-лошадка» закрепился в языке в качестве чэнъюя и дошел до наших дней. 2. Стихотворение повлияло на творчество позднейших авторов, оно ис- пользовалось в качестве прототипа для других произведений различных литера- турных жанров. Самое заметное среди них — это северная драма цзацзюй «Как скакуна возле ограды остановил Пэй Шаоцзюнь» ( 《墙头马上》 ) юаньского дра- матурга Бо Пу 白朴 (1226–1306). Бо Пу внес изменения в сюжет и оригинальное стихотворение с трагической концовкой поставил на сцене как комедию. 3. В каждом стихотворении «Новых юэфу » главная идея раскрывается пря- мо в тексте. Данное стихотворение задумывалось чтобы «прекратить тайные браки». «В прошлом все девушки, самовольно выходившие замуж без разреше- ния родителей и посредничества свахи, подвергались осуждению за “тайные браки”» [7, с. 213]. Таким образом, в стихотворении описана одна из бытовавших в эпоху Тан форм брака и ценностные взгляды этого периода, поэтому произве- дение представляет собой ценный исторический документ. В эпоху Тан вопрос музыки и танца была весьма комплексным. В настоя- щей статье для обозначений мы прибегаем к современной терминологии. Общая структура стихотворения такова: оно начинается вступлением и завершается концовкой, между ними — два музыкальных раздела, каждый из которых вклю- чает четыре рифмические строфы. Всего в стихотворении десять строф, рифмы ровного тона чередуются с рифмами ломаного тона, в чем отражаются метриче- ские особенности стихотворения и специфика его содержания. Мы выдвигаем теорию о том, что рифмическая строфа определяет стро- фу музыкальную. Для этого есть две причины. Во-первых, на примере данного стихотворения видно, что один музыкальный раздел включает в себя несколько ритмических строф, в которых применяются различные рифмы, и для каждой музыкальной строфы также должно быть соответствующее музыкальное вопло- щение. Теоретически в отдельной музыкальной строфе было бы достаточно ис- 4  Перевод А. И. Гитовича. — Примеч. пер .

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=