Проблемы литератур Дальнего Востока

77 1. Бо Цзюйи и его вклад в китайскую литературу не напевы инь можно рассматривать как арии на свою музыку ( 自度曲 ). По этой причине Сунь Чжу ( 孙洙 , 1711–1778) в своей антологии «Триста танских поэм» ( 《唐诗三百首》 ) резонно не причислил их к юэфу . Второй момент, требующий прояснения, — несмотря на то, что среди названий жанра цы нередко фигуриру- ет и наименование « юэфу », тем не менее он не относится к последним из-за того, что процесс формирования цы и их метрическая система отличается от жан- ра ши . В ходе исследования нами была предложена теория двойного механизма формирования жанров ци и новые юэфу , заключающаяся в том, что данные поэ- тические жанры тесно связаны с музыкой, а специфика их метрической системы сформировалась под общим влиянием музыкальных и фонетических особенно- стей. Что касается формы новых юэфу , поскольку Бо Цзюйи в «Письме к Юань Чжэню» ( 《与元九书》 ) утверждал, что «литература должна служить своему вре- мени, откликаться на жизнь и события современности» 3 , литературоведы зача- стую главной особенностью новых юэфу называют их задачу «исправлять и про- верять современную политику, отражать страдания народной жизни» и полага- ют, что музыкальное исполнение не служило критерием при их создании. Такой подход оставляет без внимания стихотворную форму и представляется спор- ным. Мы считаем, что новые юэфу имеют и сходства, и различия с ханьскими и танскими юэфу . Ключевое отличие заключается в поэтических особенностях. Мы выдвигаем следующие тезисы. Во-первых, говоря о специфике юэфу , нельзя опираться исключительно на содержание. Теоретически в любом стихотворном жанре можно раскрыть тему политики, отразить жизнь народа, эти темы присущи не только юэфу . В истории литературы примеров этому несчетное количество. Тема и сюжет от- носятся к категории «содержания», а стихотворный стиль соответствует катего- рии «формы», эти понятия по сути своей относятся к двум различным областям исследования. Мы считаем, что с точки зрения научных стандартов история литературы должна в равной степени уделять внимание и содержанию, и фор- ме. Ранее литературоведческие исследования обращали чрезмерное внимание на содержание, оставляя без внимания роль стихотворной формы, что требует скорейшего исправления. Таким образом, исключительно содержательный под- ход, игнорирующий стихотворную форму и основанный на формулах «исправ- лять и проверять современную политику, отражать страдания народной жизни», «с помощью новых тем описывать дела современности», не способен отразить особенности поэтики новых юэфу . Во-вторых, существенным признаком поэзии юэфу является ее музы- кальная природа. Музыкальность — это безусловное свойство юэфу , обязатель- ное условие для их выделения среди других жанров, ведь в противном случае их бы не называли [стихами из] Музыкальной палаты. Хотя в научном сообществе мнения относительно их исполнения под музыку разнятся, однако мы считаем, 3  Перевод Л. Е. Померанцевой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=