Проблемы литератур Дальнего Востока

74 Проблемы литератур Дальнего Востока 1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА «Новые юэфу » ( 《新乐府》 ) — это цикл стихотворений, написанных танским поэтом Бо Цзюйи ( 白居易 ) ( 772–846 ) в период правления императора Сянь- цзуна под девизом правления Юаньхэ ( 元和 ) (806–820). В «Новых юэфу » поэт писал: «Всего девять тысяч двести пятьдесят два слова, разделенные на пятьде- сят стихотворений». Соответственно, «новые юэфу » получили название от этого стихотворного цикла. Профессор Ду Сяоцинь ( 杜晓勤 ), основываясь на деталь- ном сравнительном анализе большого количества списков «Собрания сочине- ний господина Бо» ( 《白氏文集》 ), хранящихся в Японии, заключает, что «новые юэфу » — это оригинальный поэтический жанр, созданный Бо Цзюйи 1 . Мы со- гласны с данным высказыванием. Таким образом, «новые юэфу » — это и назва- ние поэтического жанра, и наименование поэтического цикла. Поэтому новые юэфу как название стихотворной формы следует писать без кавычек, а для обо- значения цикла из пятидесяти стихотворений его название следует записывать с заглавной буквы в кавычках. Специфика стихотворного метра является объективным критерием для определения и дифференциации различных стихотворных жанров. Иными сло- вами, каждый жанр выделяется как самостоятельный при обязательном условии отличия его метрической системы от стихотворного метра других поэтических жанров и наличия других уникальных поэтических особенностей. Коль скоро новые юэфу представляют собой оригинальный жанр, созданный Бо Цзюйи, то в его стихотворном метре непременно должны присутствовать специфические особенности. Во избежание ошибок следует дать комментарий термину «метри- ческая система». В данной статье под стихотворным метром понимается сово- купность следующих пяти составляющих: 1) стихотворный размер; 2) особен- ности рифмической строфы; 3) тип рифмы; 4) принадлежность рифмы к группе рифм; 5) музыка (применительно к произведениям, исполняемым под музыку). Первые четыре пункта распространяются на метрическую систему всей древне- китайской поэзии, а последний применим только к поэзии, которая ложилась на музыку. В чем заключается специфика метрической системы новых юэфу ? Как имен- но она сформировалась? К настоящему моменту научное сообщество не пришло к точному и единому ответу. Сейчас в научных кругах работы по соответству- ющей теме в большинстве своем сконцентрированы на исследовании стихот- ворного размера «три-три-семь». Самыми репрезентативными из них являются работы Сун Шупин «Исследование принципов рифмовки и использования рифм в поэзии древней формы гу ти ши и юэфу Бо Цзюйи» (1969) [2] и Шань Лицзюнь «Анализ стихотворного размера “три-три-семь” в новых юэфу Бо Цзюйи и свя- 1  Подробнее о новых юэфу как о поэтическом жанре см. третью главу под названием «Обо- снование того, что “Циньские напевы” не являются новыми юэфу » в работе Ду Сяоциня «Мело- дика и ритмы периода Шести династий и жанры поэзии эпохи Тан» [1, с. 319–369].

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=