Проблемы литератур Дальнего Востока

69 1. Бо Цзюйи и его вклад в китайскую литературу Его аргументы против опровергающей позиции Хун Мая вполне резон- ны. Вообще говоря, о случайной встрече Бо Цзюйи с певичкой лунной ночью в Цзянчжоу говорится только в его поэме «Лютня», что делает аргументы о прав- дивости данной истории односторонними, так как не хватает непосредственных исторических записей и других доказательств, поэтому о подлинности этих со- бытий можно судить только посредством логических умозаключений. С точки же зрения логики и здравого смысла оба мнения имеют право на существование, невозможно полностью отрицать какое-либо из них. Это также является важной причиной того, почему данный вопрос до сих пор не может быть разрешен , и вы- зывает споры в научных кругах. Однако если смотреть на проблему с точки зрения адаптации поэмы в фор- му драматического произведения, подлинность данной истории не имеет значе- ния . Важно то, что «Лютня» предлагает отличный материал для сочинения по ее мотивам музыкальной драмы. Лунной ночью, шуршащей осенним ветром, по- ниженный в должности чиновник встречает попавшую в немилость певичку- лютнистку. Подобно ряскам на воде, два товарища по несчастью, они случайно сталкиваются на берегу реки, с помощью музыки выражая чувства тех, кто был сослан и оказался на краю земли. Действительно полная драматизма ситуация. К тому же сама личность Бо Цзюйи и его «Лютня» пользуются славой в истории литературы, что было весьма притягательно для драматургов, поэтому неудиви- тельно, что многие использовали сюжет поэмы в своем творчестве. Кроме того, исходя из текстов четырех полностью сохранившихся произведений, можно заключить, что авторов совершенно не интересовала проблема достоверности описываемых событий, в период их создания в принципе не существовало раз- ногласий в данном вопросе. 2 Достаточно целостная история «Лютни» все-таки представляет собой весь- ма грубый сюжетный набросок, а для перекраивающей события повседневной жизни в особую художественную форму музыкальной оперы в этом наброске не хватает реалистичных и одновременно трогательных подробностей. Например , у певички нет даже имени, не сказано , каким образом она оказалась в Цзянч- жоу, не раскрываются подробности ее встречи с Бо Цзюйи и т. д. Наполнение содержанием и придание художественной формы новому произведению требо- вали от драматурга задействовать собственное воображение и мастерство . Благо оставленные поэмой повествовательные лакуны предоставляли ему простор для творчества. В целом сюжет «Лютни» , переработанный в форму музыкальных драм , мож- но условно разделить на два типа . Первый тип, представленный «Слезами мелкого чиновника» Ма Чжиюаня и «Записками мелкого чиновника» Гу Дадяня, построен по схеме «разлученные влюбленные снова находят друг друга». В своем произведении Ма Чжиюань пре-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=