Проблемы литератур Дальнего Востока
61 1. Бо Цзюйи и его вклад в китайскую литературу дущих стихотворений, данное произведение сперва получило название, а затем было перенесено на камень, а потому они сохраняют единство и на камне, и на бумаге. Из этого можно увидеть, что , будучи самым ранним представителем по- этической гравюры, оно в значительной степени восстанавливает контекст, в ко- тором создавалось стихотворение. В-третьих, поэтическая гравюра была инструментом создания и распро- странения лингвистических ландшафтов. Лингвистический ландшафт — это социолингвистическая концепция, авто- ритетно определенная канадскими учеными Лэндри и Бурхисом в 1997 г.: «До- рожные знаки, рекламные щиты, названия улиц, топонимы, вывески магазинов, таблички на правительственных зданиях, вместе образуют языковой ландшафт определенной области, региона или городской агломерации» [4]. Хотя эта кон- цепция в основном используется в современных исследованиях городской линг- вистики, «причина исследования языкового ландшафта заключается в том, что общие предположения в равной степени применимы к историческим локациям» [5, с. 22]. Исследуя западный исторический языковой ландшафт, Флориан Ко- улмас изучал слова, начертанные на стелах, отвечая на три вопроса: «Кто автор этих надписей? Куда поставили эти камни? Какую роль они выполняли?» Возь- мем три стихотворения Бо Цзюйи: «Путешествуя к горному водопаду…», «Пять- десят рифм в подражание Вэй Чжи…» и «Ранней зимой…» — и рассмотрим по принципам исследования «исторического языкового ландшафта» (табл. 2). Таблица 2. Стихотворения Бо Цзюйи с точки зрения исторического языкового ландшафта Параметр «Путешествуя к горному водопаду…» «Пятьдесят рифм… » «Ранней зимой…» Автор надписи Стихи Бо Цзюйи, калли- графия на камне Дуань Цюньюя, гравировка Ди Вэньханя Стихи Бо Цзюйи, кал- лиграфия Ван Шули, гравировка стилем чжуань Лю Вэя Стихи Бо Цзюйи, кал- лиграфия в стиле кай- шу Чжан Хунмина Местонахождение камней Храм Цзиду в городе Цзи- юань уезда Мэнчжоу Храм Лунжуй в Юэч- жоу Гора Ванъушань в Мэнчжоу Роль Формирование компетен- ции теории и литератур- но-географического про- странства, передача буду- щим поколениям То же То же Если исходить из позиции «языкового ландшафта», то можно увидеть, что после завершения своих произведений поэт вступает в стадию формирования «языкового ландшафта». Этот этап представляет собой процесс, в котором вме- сте участвуют литераторы, граверы и инженеры-каменщики, то есть это совмест-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=