Проблемы литератур Дальнего Востока
532 Проблемы литератур Дальнего Востока и социально-культурного контекста того периода (начало 90-х гг. прошлого века) и выявить универсальное и авторское видения литературного творчества. Книга начинается с основообразующей, можно сказать, центральной главы о литературе и о жизни. В последующих своих лекциях Пак Кённи обращает вни- мание студентов на отдельные детали и тонкости в работе над сюжетом, дает рекомендации, приводит примеры из своего литературного опыта. Тем самым читателю (в этом случае начинающему литератору) передаются настроение авто- ра и свойственные только ему интонации. Что же такое литература для Пак Кённи? Для писательницы литература — это блуждание, поиск, догадка, предположение. Все жизни—и маленькой букаш- ки, и большого слона — это звенья одной цепи. Любые живые существа — это маленькие вселенные, из которых образуется большая вселенная. Для Пак Кённи «литература — это стремление к правде жизни. Правдой жизни, к которой она стремилась, была любовь. Среди видов любви писательница назвала самой чи- стой и высокой любовью именно сострадание. Сострадание ко всем живущим, к тем существам, для которых неизбежна смерть, концентрирует в себе чувство уважения к жизни и крепкую веру в величие человека» [2, с. 12]. Мотив сострада- ния стал центральной темой литературного творчества писательницы. По словам Пак Кённи, писатель — это бунтарь, который пытается порвать цепь. И в то же время, возможно, это тот человек, который боится, что звенья цепи распадутся, и страстно желает объединить их. Пишущий человек — это че- ловек с бунтарским духом, более других чувствительный к страху перед живой сущностью, индивидом. Автор считает, что рассказывать (писать сюжетную про- зу) — значит расширять пространство (это одно из ключевых слов в творчестве писательницы). Говоря точнее, создавать некое пространство. Писатель букваль- но обеспечивает пространством, в котором позволяет существовать литературе. Если нет пространства под названием вселенная , то нет как такового и самого су- ществования. По словам Пак Кённи, писатель настойчиво ищет обстоятельства, способы, образы, но о таких вещах, как пространство, сущность жизни, время, он может лишь задавать вопросы. Протест и преданность, свобода и долг — эти противоречия подобны вечному конфликту между рождением и смертью, све- том и тьмой, силами центробежной и центростремительной; это человеческая, первобытная сущность жизни. В такой системе координат без достойного к себе отношения невозможно целиком и полностью посвятить себя такому делу, как литература. Достоинство (еще одно ключевое слово для писательницы) по отно- шению к себе приводит к свободе: не следует становиться зависимым и чему-то подчиняться. Пак Кённи размышляет о том, что литературой ведь занимаются не потому, что нет других дел. Разве литературой занимаются потому, что много свободного времени? Тогда в чем, по мнению автора, состоит призвание пишущего человека? Пак Кённи считает, что писатель не есть начало; у писателя нет и результата. Пото- му что жизнь как таковая не имеет результата. Есть только смерть. Вот поэтому человек, который принял решение стать писателем в этом бескрайнем поле, дол-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=