Проблемы литератур Дальнего Востока

522 Проблемы литератур Дальнего Востока ОБ АВТОРЕ ГЛОССАРИЯ Ринчен Номтоев (1821–1907) — известный бурятский ученый-филолог, историк и просветитель. Его литературное творчество относится к периоду наи- высшего расцвета бурятской буддийской культуры — второй половине XIX в. Основное образование он получил в буддийской монастырской среде (Челута- евский и Цугольский дацаны). Его литературная деятельность связана с буддий- ской книжной традицией. Вместе с тем Ринчен Номтоев был открытой широкой фигурой и олицетворял собой «незамкнутого» человека. Круг его интересов не ограничивался монастырской дацанской средой, несмотря на то что сам он был полностью посвященным монахом — гелонгом . Мотивацию Р. Номтоева о просвещении бурятского народа определили его труды, касающиеся областей грамматики монгольского языка, словарей и дидак- тической литературы. Поскольку его лингвистические работы, переводы и сочи- нения предназначались и для так называемых «черных» людей (т. е. мирян), его творчество превзошло границы монастырской дацанской сферы и получило рас- пространение и признание также в обычном обществе. Так, он становится при- ходским учителем в Цолгинском бурятском училище, совмещая работу с долж- ностью ширетуя (настоятеля) Цолгинского дацана в 1860–1863 гг. В это время он составил «Самоучитель, или Русскую азбуку для учеников монголо-бурятских», которая была издана в Казани в 1863 г. Целью азбуки являлось обучение русской грамоте монголо-бурятских учеников на основе классической монгольской пись- менности [1, с. 12]. В Государственном архиве Республики Бурятия в фонде № 84 Тамчинского (Гусиноозерского) дацана был обнаружен формулярный список на Ринчена Ном- тоева от 1860 г. и послужной список за 1861 г., в которых отмечается, что на 1 мая 1861 г. ширетуем Цолгинского дацана является «гылун лама Иринчин Номтоев, сын ясачного, от роду имеет 39 год». 25 февраля 1835 г. в 14 лет поступает в ху- вараки (послушники) дацана, 21 октября 1837 г. утвержден в гыцулы , 2 сентября 1849 г. — в гылуны . В 36 лет утвержден генерал-губернатором Восточной Сибири ширетуем Цолгинского дацана (28 февраля 1857 г.) Награжден серебряной меда- лью для ношения на шее с надписью «за усердие» [2, с. 38]. «В 60-х гг. XIX в. прогрессивная общественность России подняла вопрос о просвещении народа. Просветительские идеи захватили и бурятскую интелли- генцию. В 1865 г. Р. Номтоев оставил дацан, отрекся от высокого звания ширетуя (настоятеля монастыря) и полностью переключился на педагогическую и науч- ную работу» [3, с. 83]. Сняв с себя монашеские обеты и оставив монастырскую жизнь, Ринчен Номтоев вернулся в родные земли и открыл собственную школу. Возможно, именно увлечение преподавательской деятельностью перевесило на чаше весов его монашеский образ жизни. Как отмечает исследователь биогра- фии Ринчена Номтоева Д. В. Дашибалова, отречение от сана не отразилось на его отношениях с духовенством и нойонством (чиновниками), поскольку ему сразу же в 1865 г. была передана наследственная должность главы худайского рода хо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=