Проблемы литератур Дальнего Востока
516 Проблемы литератур Дальнего Востока 5 часов 10 минут — выезжаем. Проезжаем дорожный знак — 981 километр. Вдалеке слева видно одно-единственное дерево. Думаю, человек не смог бы свыкнуться с таким бесприютным одиночеством. Там, должно быть, есть только вода. Вскоре попадаем в Гоби, кругом начинают шириться увядшие поля тамарисков. В полях, усыпанных мелкими камнями, стоят бесчисленные трупы тамарисков. Куда только доста- ет глаз — кругом виднеются поля чайного цвета. Это полностью вымершая Гоби. По берегам рек тамариски вырастают пышными кустами, а в подобных пустынях, в Гоби — не больше верблюжьей колючки. Бескрайнее поле засохших тамарисков — они бесспорно прекрасны и так. 5 часов 20 минут — пеньки засохших тамарисков, их все меньше, проглядывает голая земля Гоби. Кое-где зеленеют кустики верблюжьей колючки. Обездвиженная, обезвоженная, высохшая пустыня — образ, формирую- щий пространственное единство описываемого региона. Образным выражени- ем, подчеркивающим главную природную характеристику региона, выступает итибокуиссо:-най («ни деревца, ни травинки») в сочетании со словами сабаку («пустыня»), ко:бути (пустошь) или название пустыни Гоби, Такла-Макан. Вы- сушенные тамариски дополняют неприветливый образ региона. Горы сочета- ются с широкими пространствами пустынь, по которым пролегают важнейшие транспортные артерии, такие как коридор Хэси: Иноуэ Ясуси использует аллего- рию морского пространства и островов (плоскость пустынь, как морская гладь, разбавляется вздымающимися горами, подобными скалистыми островами) [13, с. 52]. Оазисы и караваны функционируют как единственная форма существова- ния в природных условиях пустынь. Важной интеллектуальной целью Иноуэ Ясуси является посещение мест ( мэйсё ), знакомых по китайской исторической литературе и японским научным исследованиям, и мест, описанных в его собственных романах. Приехав в 1978 г. впервые в Дуньхуан, он стремится с фотографической точностью описать окру- жающее пространство. Описание настоящего Дуньхуана и окружающих место в провинции Ганьсу корреспондируют с моделью описаний, данной интеллек- туалами-путешественниками, о которых писали Дж.Фогель и У. Хэдберг. Писа- тель отмечает модернизационные процессы в регионе после 1949 г.: «Площадь, занимаемая провинцией Ганьсу, примерно равна площади Японии. Здесь живет 18 млн человек. Население Ланьчжоу составляет 1 млн человек, а вместе с про- мышленными пригородами — увеличивается до 2 млн 130 тыс. Это крупнейший промышленный центр Северо-Западного Китая. В 1949 г. он был освобожден, а согласно первому пятилетнему плану, с 1953 г. здесь стали строить заводы; ре- гион начал играть важнейшую роль в строительстве новой страны, когда здесь были размещены заводы по очистке нефти и строительству нефтеперерабаты- вающего оборудования» [13, с. 112–113]. Однако описание современности не вы- зывает эмоционального отклика и не сопровождается лиризмом, который при- сущ описаниям пустыни и исторических памятников. Взгляд прозаика обращен к прошлому, к историческим реликвиям интеллектуальной и религиозной исто- рии Китая, его контактов с кочевым миром.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=