Проблемы литератур Дальнего Востока
513 5. Литературы стран Дальнего Востока и ЮВА: прошлое и настоящее в 1921 г., отмечены модернизационные процессы в Китайской Республике, одна- ко, по замечанию У. Хэдберга, отдается предпочтение прошлому Китая, нежели его настоящему [9, р. 252]. В связи с империалистической политикой Японии до 1945 г. в Китае побы- вали многие японские интеллектуалы, политики, военные, предприниматели, однако ситуация с посещением Китая изменилась после появления в 1949 г. на политической карте коммунистического государства — Китайской Народной Республики. В целом до нормализации японо-китайских дипломатических от- ношений в 1972 г. визиты в Китай носили частный негосударственный характер. В Японии создавались общественные организации, способствовавшие развитию гражданской дипломатии. Одной из таких организаций стала Японо-китайская ассоциация культурных обменов ( Нихон тю:гоку бунка ко:рю: кё:кай ), созданная по инициативе бывшего премьер-министра Японии Катаямы Тэцу [10, с. 172]. Активную роль в организации и развитии культурного сотрудничества с КНР сыграл именитый прозаик Иноуэ Ясуси (1907–1991), вошедший в состав ассо- циации со дня основания и возглавивший ее в 1980 г. После 1957 г. писатель по- сетил Китай более 20 раз, встречаясь с китайскими деятелями культуры, учены- ми, политикам и выступая в роли посла культуры 1 [11; 10, с. 178–179]. Из всей истории Китая история Западного края 2 привлекала внимание писателя более других. С началом писательской карьеры в 1950 г. он опубликовал первую новел- лу «Сиккосон» («Лакированная чаша»), местом действия которой выступил Тур- кестан. Вплоть до первого визита в советскую часть Центральной Азии в 1965 г. [12] Иноуэ Ясуси совершал свои путешествия в Западный край посредством ки- тайских исторических источников, японских научных исследований об истории и культуре региона и собственного воображения, использованного в написании серии рассказов, новелл и романов о китайском пограничье и Западном крае. В их число входят широко известные «Лоулан», «Дуньхуан», «Синий волк» и око- ло десяти других произведений. «Мои дневники путешествия по Западному краю» ( Ватаси-но сэйики кико: ) [13; 14] Иноуэ Ясуси стали продолжением его многолетних исследований и раз- мышлений относительно истории и культуры евразийского региона, это было осуществление мечты [13, с. 14–15]. Заповедность Туркестана (Иноуэ Ясуси на- шел омоним — сэйики , как священное место, заповедное место [13, с. 15]) и прак- тически полная невозможность его посещения будила глубокий интерес среди японских интеллектуалов к истории и культуре Западного края. Сведения о на- родах, их культурных особенностях и взаимодействии с окружающими стра- нами были известны японским мыслителям по китайским историческим сочи- 1 В 1937–1938 гг. Иноуэ Ясуси проходил армейскую службу в Северном Китае, о чем писал в своих военных дневниках «Тю:гоку ко:гун никки» («Дневник марширующего по Китаю»). 2 Сэйики, Сайики (яп.), Сию (кит.) — Центрально-Азиатский регион, Туркестан, Монго- лия, Южная Сибирь. Пространства Внутренней Азии и Евразии. Регион пролегания Великого шелкового пути.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=