Проблемы литератур Дальнего Востока
502 Проблемы литератур Дальнего Востока местных земли, за счет которой они жили, но также активно осуществляло по- литику культурной ассимиляции. Так, в «Журнале Комиссии по колонизации Хоккайдо» за 1869 г. опубликованы запреты — «строго запрещалось» «делать татуировку новорожденным», «носить серьги мужчинам», от айнов требова- ли старательного изучения японского языка. Опубликованный в 1899 г. «Закон о покровительстве старому коренному населению Хоккайдо» устанавливал, что местные жители, не занятые земледелием, не будут признаваться «подданными». Для айнов, на протяжении длительного времени живших охотой и рыболов- ством, это, несомненно, означало разрушение самих основ их существования. В то время как айны постепенно вымирали под влиянием «политики покро- вительства» японского правительства, иностранцы приступили к активным ан- тропологическим, археологическим и лингвистическим исследованиям данного этноса. Так, британский консул В. Динингер с энтузиазмом исследовал лексику айнов, а переводчик австралийского диппредставительства Х. фон Хипультер изучал айнские обычаи. В 1895 г. Антропологическое общество Хоккайдо было учреждено и японскими учеными. Таким образом, варварская айнская культура перенеслась из пространства реальной жизни в антропологические, этнологиче- ские исследовательские отчеты. Видимо, именно под воздействием атмосферы эпохи Янагита и стал связывать «горных людей» из преданий Тоно с айнами. Прототип 3 : коренные народы японской колонии на о. Тайвань. В «Историях о тэнгу » Янагита приводит такое сравнение: Вовсе не значит, что эмиси со всей страны перебрались на Хоккайдо, это как если бы продвижение разграничительной линии на Тайване вытеснило дикарей. «Разграничительная линия» ( айюсэн , линия сторожевых постов) здесь перво- начально имела значение передовой линии обороны, созданной жителями рав- нин на Тайване для противостояния горным коренным этносам [2, c. 56]. Начиная с периода правления династий Мин и Цин ханьцы, мигрировавшие в южном на- правлении, конкурировали с коренными этносами за необходимые для жизни ре- сурсы, прежде всего за землю и воду, что приводило к частым конфликтам. Из-за этого разграничительная линия на Тайване была не только линией фронта, вдоль которой развивались военные действия между различными этническими группа- ми, но также и производственно-бытовым рубежом, очерчивающим территорию, где та или иная группа людей могла добывать необходимые для жизни ресурсы. По Симоносекскому договору 1895 г. Япония, одержавшая победу в Японо-китай- ской войне, оккупировала Тайвань, и управление «разграничительной линией» из рук тайваньских ханьцев перешло к японцам. Постепенно у нее осталось зна- чение лишь линии фронта, вдоль которой японские колонизаторы осуществляли подчинение коренного населения чисто военными методами. Почему Янагита Кунио, обсуждая проблемы иноэтничных жителей япон- ских островов, по ассоциации вспоминал Тайвань? Безусловно, это тесно связа- но с тем вниманием, которое он уделял японской колонии на Тайване. Именно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=