Проблемы литератур Дальнего Востока
501 5. Литературы стран Дальнего Востока и ЮВА: прошлое и настоящее фическое описание нового времени» и «Японо-китайский иллюстрированный сборник трёх миров» (Вакан сансай дзуэ) относят горцев к категории диких животных, а ты- сячу лет назад, например в записях «Внутриведомственных инструкций годов Энги» (Энгисики), этим словом обозначали другой этнос, проживавший в горах изолированно от мест проживания японцев. Янагита полагал, что в истории Японии «горные люди» представляют собой «иной этнос, проживающий в горной местности». Так что же это за иной этнос, почему эти люди живут в горах? В 1909 г. в работе «Истории о тэнгу » Янагита писал: Это наводит на мысль, что наши предки приходили в места, где жили предки тепе- решних айнов, занимали болотистые земли в горных долинах, слабо связанные с эконо- мической жизнью айнов, устраивали поля и поселялись поблизости…Это не означает, что эмиси со всей страны перебрались на о. Хоккайдо… В учебниках по истории для средней школы написано, что все первоначальные жители Японии переселились на се- вер, это утверждение не имеет под собой оснований. Другой вопрос, представляют ли собой одно и то же саики , цутигумо , кудзу и эдзо . Потомки этих коренных жи- телей беспредельно привязаны к данному острову и никогда его не покидали. Шесть префектур Оу, по крайней мере до периода правления Минамото-но Ёритомо, все еще были полны диких инородцев… Говорят, в пределах пограничных укреплений Оу с тех пор как генерал Тамура в полной мере продемонстрировал военную силу, в таких гор- ных местностях, как восемь областей Канто, эмису и японцы всегда жили бок о бок На протяжении длительного времени сохранялся мир, в то же время не прекращалось и убеждение военной силой. Здесь Янагита впервые поставил в один ряд «горных людей» и айнов, ма- лую народность Японии. В том же году он завершил первый вариант «Расска- зов из Тоно». Можно предположить, что, записывая истории деревни Тоно о «горных людях», он связывал их с айнами, которые отличаются от этнических японцев. Янагита полагал, что не все коренные жители Японии переселились на о. Хоккайдо, на самом деле некоторые из них остались и «всегда жили бок о бок» с японцами. Очевидно, в его глазах эти «потомки коренных жителей» как раз и были реальным прототипом «горных людей», описанных в «Рассказах из Тоно». После реставрации Мэйдзи в Японии началось ускоренное создание «на- ционального государства» по западному образцу. Такие местности, как Хоккай- до, вошли в состав территории Японии, айны были интегрированы в качестве «японских подданных». В 1869 г. японские власти Хоккайдо утвердили «Правила помощи переселенцам» и стали привлекать переселенцев для освоения целин- ных земель. К 1899 г. количество переселенцев из внутренних районов достигло «7337 дворов, 399 011 человек». Эта реальность отражена в «Рассказах из Тоно». Так, в рассказе № 13 описан старик, который жил в горах в полном одиночестве, без всякой поддержки — не потому, что у него не было детей, а потому, что «все дети уехали на Хоккайдо, и он остался один». Правительство Мэйдзи продавало участки на Хоккайдо тем, кто брался распахивать целину, и не только лишало
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=