Проблемы литератур Дальнего Востока
500 Проблемы литератур Дальнего Востока разом излагаются именно истории о произошедших в горах случайных встречах деревенских жителях с «горными людьми». Поэтому анализ историй о «горных людях» дает ключ к пониманию произведения. 2. ПРОТОТИПЫ «ГОРНЫХ ЛЮДЕЙ» В РЕАЛЬНОМ МИРЕ Истории о «горных людях» в «Рассказах из Тоно» делятся на четыре катего- рии: истории о «горных духах», о тэнгу , о «горных мужчинах» и о «горных жен- щинах». Таким образом, в книге нет единого образа «горного человека», разли- чаются и прототипы горцев. Прототип 1 : чудовища ( ёкаи ) из народных преданий. Истории о «горных людях» интересовали Янагиту еще до написания «Рас- сказов из Тоно». В 1905 г. в «Записях о преисподней» он описал тэнгу ; в марте 1909 г. опубликовал «Истории о тэнгу »; в 1910 г. в 12-м номере журнала «Новое течение» («Синтё») вышло его «Исследование горных людей», специально посвя- щенное проблеме прототипа этого образа. Насколько мне известно, от южной оконечности Кюсю на западе до [гор] Оу на вос- токе, по всей стране, куда бы я ни пришел, почти нет таких мест, где не услышишь преданий о горных людях… В разных местах [их] иногда называют горными духами, иногда называют горными мужчинами, горными женщинами или горными детьми, горными дамами, горными старцами, горными старухами, также их называют круп- ными людьми… Эти легенды совпадают вплоть до мельчайших деталей… Некоторые из них рассказываются с религиозными целями, а другие исходят из фантазий суевер- ных людей… По крайней мере, это также часть явления, не мешало бы относиться к этому как к информации о горных людях. Здесь Янагита указывает, что часть преданий о «горных людях» содержит толкования, искусственно притянутые к религии, а также выдумки суеверных людей. Впоследствии он поместил эти истории в сферу «изучения ёкаев » и, со- брав по всей Японии соответствующие предания, составил «Перечень ёкаев ». Проанализировав сведения об этих сверхъестественных существах, он отметил: « Ёкаи — это рудименты древних верований, они появились в период перехода к новым верованиям». «Они коренятся в глубокой внутренней тревоге и стра- хе людей», их можно назвать «иной реальностью» («Разговор о ёкаях », 1956) [1, c. 819–820]. Диковинные тэнгу из историй о «горных людях» как раз относятся к категории ёкаев из народных верований. Прототип 2 : представители коренного населения Японии — айны. Во многих историях о «горных людях» горцы вмешиваются в реальную жизнь деревенских жителей, т. е. они уже предстают не в качестве выдуманных персонажей. В «Исследовании горных людей» Янагита отмечает: Термин «горные люди» в японском языке изначально указывает на людей, живущих вне нашего общества, на этнос, живущий отличной от нас жизнью… «Историко-геогра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=