Проблемы литератур Дальнего Востока

498 https://doi.org/10.21638/11701/9785288063770.36 Проблемы литератур Дальнего Востока © Санкт-Петербургский государственный университет, 2023 Лю Лимэй https://doi.org/10.21638/11701/9785288063770.36 (Санкт-Петербургский государственный университет, Россия) ПРОЕКЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И КОЛОНИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ: ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА «ГОРЦЕВ» В «ТОНО МОНОГАТАРИ» Аннотация . «Рассказы из Тоно» («Тоно моногатари») Янагиты Кунио (1875– 1962) считаются классикой японской фольклористики и в то же время выдаю- щимся литературным произведением. Это породило длительные дебаты в науч- ных кругах о соотношении в тексте «достоверного» и «вымышленного». Данная работа посвящена анализу ключевой части книги — цикла рассказов о «горных людях». Установлено, что у образа «горных людей» три прототипа: ёкаи из народ- ных верований, коренные жители Японии айны и коренное население японской колонии на о. Тайвань. В результате анализа отношения Янагиты Кунио к япон- скому колониализму обнаруживается неприятие ученым его бесчеловечности. Введя в текст «Рассказов из Тоно» три варианта сюжета «горные люди наводят страх на деревенских жителей», Янагита Кунио выстроил целостную логическую схему литературного нарратива, продемонстрировал возможность и идеальную модель мирного сосуществования жителей равнин и горных людей, или колони- заторов и коренных народностей. Ключевые слова: горные люди , айны, Тайвань, национальная интеграция, колони- ализм. Liu Limei (St. Petersburg State University, Russia) THE PROJECTION OF THE NATIONAL INTEGRATION AND COLONIAL HISTORY: THE IMPLIED MEANING OF THE IMAGE OF “MOUNTAIN PEOPLE” IN THE LEGENDS OF TŌNO Abstract : The Legends of Tōno by Yanagita Kunio (1875–1962) is considered to be a Japanese folklore classic and an excellent literary work as well. This fact caused a long-standing debate about the “authenticity” and “fictionality” of this work. This article analyzes the key part of the book — the “mountain people” series of stories, and finds that this image has three prototypes in the real world: monsters in folk belief, the Ainu people of Japan, and the indigenous peoples of colonial Taiwan. This article further analyzes Yanagida Kunio’s attitude towards Japanese colonialism and finds that he fun- damentally opposed the barbarism of Japanese colonialism. In the text of The Legends of Tōno , the author arranged three narrative models of the “mountain people scare the villagers” and finally constructed a holistic literary narrative logic, showing the ideal model of peaceful coexistence between lowlanders and mountain people, or colonizers and indigenous peoples. Keywords: mountain people , Ainu, Taiwan, national integration, colonialism.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=