Проблемы литератур Дальнего Востока

487 5. Литературы стран Дальнего Востока и ЮВА: прошлое и настоящее как в 1811 г. принц Васукри принял монашеский сан в 1814 г. он был назначен настоятелем Вата Пхо королем Рамой II, сводным братом принца, во время коро- левского визита в этот храм [10, с. 1–45]. Когда в октябре 1831 г. король Рама III в очередной раз посетил этот мона- стырь, он не мог не заметить ветхое состояние зданий храма, являвшееся след- ствием недостаточной заботы в течение десятилетий. После осмотра монарх распорядился провести капитальный ремонт главного храма, а также возвести представительную резиденцию для его царственного настоятеля. В годы прав- ления короля Рамы III принцу Параманучиту был не только доверен контроль над 61 монастырем, находившимся под королевским патронажем в центральном регионе королевства, но и время от времени король обращался к нему за предо- ставлением научных заключений по широкому спектру политических вопро- сов, которые выходили за рамки сугубо административной сферы и затрагивали этические принципы [10, с. 62–6, 74–94, 103–104]. Также на протяжении всего правления третьего короля из династии Чакри Пхра Параманучит давал советы принцу Монгкуту, который до этого оказался отстранен от борьбы за престол после смерти своего отца в 1824 г. и принял решение выжидать своего часа, оста- ваясь в статусе монаха. Сразу же после восшествия принца Монгкута на престол в 1851 г., чему Пхра Параманучит как высокочтимый старший член королевской семьи способство- вал, король Рама IV присвоил своему бывшему советнику и доверенному лицу титул кром сомдет , тем самым возвысив его над всеми другими монахами в Си- амском королевстве. Однако принц-патриарх недолго пользовался своим новым почетным титулом, поскольку 9 декабря 1853 г. он скончался. На следующий день после его кончины король Рама IV приказал передать личное собрание ру- кописей покойного принца-патриарха в королевский дворец. Легенда гласит, что для перевозки библиотеки принца Параманучита потребовалось семь слонов. Вскоре после этого его тело было кремировано в рамках пышной церемонии на главной площади столицы (Санам Луанг) 8 апреля 1854 г. [10, с. 190–198, 234–239, 251–252]. Подобно тому, как он сам получил свое образование в Вате Пхо от ведущего буддийского ученого своего времени Пхра Пхоннарата, Пхра Параманучит Чи- норот мог считать своими учениками многочисленных младших членов коро- левской семьи, таких как принцы Монгкут, Чутхамани, Маха Мала, Крайсонви- чит и Вонгсатхиратсанит, некоторые из которых стали затем интеллектуалами и поэтами следующего поколения после него [10, с. 48–49]. Несмотря на религиозный запрет на гадание, сочинение стихов и рассужде- ния о царской власти и военных действиях, якобы введенный самим основате- лем буддийской религии [11, с. 70–72], принц-патриарх следовал традициям сво- ей эпохи и сословия и оставался плодовитым автором прозы и поэзии на про- тяжении всей своей монашеской карьеры. Принц был чрезвычайно усердным поэтом, часто он трудился над своими стихами всю ночь до утра, эта привычка иногда вынуждала его доверенных слуг и соратников прибегать к манипуляциям

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=