Проблемы литератур Дальнего Востока

486 Проблемы литератур Дальнего Востока Современные дискурсы литературных кругов также исчезли, поскольку до наших дней не дошло почти ни одного дневника или письма интеллектуалов досовременной эпохи — если они вообще когда-либо существовали. Столь же редки пометки о владении в рукописях, а также явные ссылки в литературных текстах на более ранние труды. Поэтому неудивительно, что в научных работах по истории литературы [1–5] досовременные сиамские авторы предстают схе- матично описанными персонажами, а читательская аудитория — практически невидимой. То, что такие работы по истории вряд ли могут передать, так это понимание человеческого опыта, состоявшего в процессах сочинения, чтения, коллекционирования и обмена литературой, того, что на самом деле читалось, кем и когда. В некоторой степени эти пробелы могут быть восполнены истори- ческими исследованиями и антологиями литературы, которые могут быть обна- ружены, датированы и оценены довольно точно. Это справедливо, например, по отношению к проведенному врачом Ост-Индской компании Джоном Лейденом во время его пребывания на Пенанге в 1805 г. общепризнанно поверхностному исследованию наименований сиамских литературных текстов, известных его ин- формантам [6, p. 247–253]. Другой подобный пример — это впечатляющее собра- ние каменных плит, расписанных по приказу короля Рамы III в 1830-х и 1840-х гг. цитатами и выдержками из религиозной и светской литературы и выставленных в Вате Пхра Четупхон (Вате Пхо) в Бангкоке [7, I, p. 37–44]. Однако данная статья основана на первоисточниках из Национальной би- блиотеки Таиланда, которые еще не получили должного внимания. Они включа- ют инвентаризационные списки двух частных собраний традиционных рукопи- сей середины XIX в. После того, как Параманучит Чинорот и Ракроннарет, два принца из высшего сословия сиамского общества, скончались в 1848 и 1853 гг. соответственно, сиамские чиновники записали ключевую информацию о содер- жании их собраний рукописей, которые в конечном итоге попали в королевский архив [8; 9]. Ценность этих источников обусловлена прежде всего тем, что они документируют читательские привычки сиамских аристократов непосредствен- но перед полномасштабным открытием Сиамского королевства для западного культурного влияния. ЖИЗНЬ ПРИНЦА-ПАТРИАРХА ПАРАМАНУЧИТА ЧИНОРОТА Пхра Онг Чао Васукри, покойный принц-патриарх Параманучит Чинорот, родился 11 декабря 1790 г. и был сыном короля Рамы I и наложницы, возмож- но, китайского происхождения по имени Чуи. Косвенные свидетельства говорят о том, что молодой принц Васукри вступил в религиозную общину (в качестве послушника) в Ват Пхра Четупхон 9 июля 1802 г., вместе с принцами Суринтхра- раком, Чатом и Анурактхеветом. В отличие от большинства сиамских аристокра- тов своего времени, принц принял решение отказаться от роскошной мирской жизни и начал усердно изучать пали и буддизм под руководством Пхра Пхонна- рата, выдающегося ученого своей эпохи. Спустя всего несколько лет после того,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=