Проблемы литератур Дальнего Востока
485 5. Литературы стран Дальнего Востока и ЮВА: прошлое и настоящее ВВЕДЕНИЕ Политическая история Cиамского королевства (современный Таиланд) тра- диционно делится на три отдельных периода 1 . Начиная с момента его легендар- ного основания в 1351 г. и до его падения под натиском войск династии Конба- ун в 1767 г. старое королевство было сосредоточено вокруг города Аютия. До ее полного разрушения бывшая политическая столица была почти единствен- ным центром культурного производства и потребления. В годы после крушения старого порядка (1767–1782) центр политической власти переместился в Тхон- бури, где изначально харизматичный и великодушный правитель частично ки- тайского происхождения попытался собрать воедино осколки старой империи и распространить свое покровительство в попытке возродить национальную культуру, включая религиозную и светскую литературу. Однако на усиливавши- еся социальные, экономические и политические вызовы король Таксин отвечал все более жесткими методами, пока заговор высокопоставленных чиновников в результате не положил конец правлению этого короля, чье царствование пере- росло в тиранию. Лидер переворота, бывший министром на службе прежнего режима, взошел на трон в 1782 г., основал новую династию с центром в Бангко- ке и восстановил стабильный политический и общественный порядок. Король Рама I и последующие короли династии Чакри также руководили процессом воз- рождения сиамской литературы. Благодаря установлению договорных отноше- ний с европейскими державами (начиная с договора Боуринга 1855 г.) Сиамское королевство смогло сохранить свою формальную политическую независимость даже в эпоху империализма. Внедрение и более широкое использование печат- ного станка во второй половине XIX в. вскоре положили конец многовековой ру- кописной культуре Сиама и привели к появлению широкой читающей публики, сфокусированной, вместо рукописей, на чтении газет и книг. Исследования истории сиамской литературы осложняются рядом техниче- ских, организационных и культурных факторов. К ним относятся огромные по- тери в области культурного наследия, вызванные уничтожением старой столицы в 1767 г. Затем бумажные рукописи, как старые, так и новые, подвергались воз- действию климатических и жилищно-бытовых условий, вряд ли способствовав- ших их длительной сохранности. В то время как религиозные заслуги считались связанными с процессом благочестивого копирования буддийских рукописей и передачи их в дар храмам, светская литература не имела такого привилегиро- ванного статуса. Буддийские монастыри и королевский дворец, более того, об- ладали подлинными библиотеками и архивами, в которых хранение письмен- ных материалов было институционализировано. Частные собрания рукописей, с другой стороны, зависели в своем сохранении от индивидуальной, а также се- мейной инициативы. 1 Я хочу поблагодарить Рейчел В. Харрисон (Школа востоковедения и африканистики, Лондонский университет) и мою коллегу Пхантхипху Чыанчат (Гамбургский университет) за их мысли и предложения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=