Проблемы литератур Дальнего Востока
48 Проблемы литератур Дальнего Востока гими поэтами означенного периода. По мере расцвета поэтического творчества с танского периода получила развитие и поэтическая гравюра. Палеографиче- ская литература, такая как «Цзигулу» («Записки о древности») и «Цзиньшилу» («Записки о надписях на бронзе и камне»), указывает, что поэтическая гравюра ранней династии Тан в основном состояла из стихов четырех императоров — танских Тай-цзуна, Гао-цзуна, У Цзэтянь и Сюань-цзуна, а также включала хва- лебные гимны, написанные министрами и сановниками, что говорит о ее очевид- но политическом назначении. После Сюань-цзуна, к середине танского периода, жанр императорской поэтической гравюры постепенно пришел в упадок, зато расцвела гравюра стихов ученых и сановных мужей. Стали появляться камни со стихами Хань Юя, Шэнь Чуаньши, Лю Юйси, Ли Шэня и др., каллиграфически исполненными ими лично либо другими людьми. Больше всего стихов среди них принадлежат авторству Бо Цзюйи. В «Эпиграммах на камне», вошедших в его сборник «Шлю Ван Шиба 1 , уда- лившемуся от мира, эпиграмму в храм Сянью», были такие строки: Теплым вином в чаще лесной Я угощаюсь впрок Лист багряной и зеленый мох Сметаю с каменных строк [1, т. 14, с. 811] . Стихотворение было написано в четвертый год правления под девизом Юаньхэ императора династии Тан Сянь-цзуна (809) и отправлено доброму другу поэта , Ван Чжифу. Поэт вспоминает, как во времена пребывания на должности сяньвэя 2 уезда Чжоучжи он посещал храм Сянью, где наслаждался вином, по- догретым на костре из опавших листьев, и стихотворениями, высеченными на камне . Судя по дошедшему до нас литературному наследию, Бо Цзюйи написал почти 2 0 стихотворений, вырезанных затем на камне, и был первым поэтом, ко- торый сознательно объединил поэзию и камень. Взяв за объект исследования поэтическую гравюру Бо Цзюйи, автор данной статьи исследует личные интере- сы поэта, а также документальные, литературные и культурные коннотации его поэтических гравюр, а кроме того, демонстрирует ее глубокое влияние на воз- никновение и развитие жанра древнекитайской поэтической гравюры в целом. 1. ДРУЖБА С КАМНЕМ, ВОСПЕВАНИЕ КАМНЯ, ГРАВИРОВКА НА КАМНЕ Количество выгравированных стихов Бо Цзюйи уникально для династии Тан. Причина, конечно же, заключается в возросшей популярности поэзии уче- ных мужей и чиновников после танского императора Сюань-цзуна, но нельзя отрицать, что это во многом связано с любовью Бо Цзюйи к камням и его личны- 1 Ван Чжифу. 2 Сяньвэй — начальник уездной охраны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=