Проблемы литератур Дальнего Востока

479 5. Литературы стран Дальнего Востока и ЮВА: прошлое и настоящее и видя последствия ее воздействия, читатель призван обратиться к пространству света вне этой дыры. Здесь возможны христианские коннотации. Известно, что Чхве Инхо актив- но обратился к вере как прихожанин католической церкви. При этом прием об- ращения к теме низкого в человеке и самого недостойного в его природе с целью отвратить читателя от неприглядного поведения и его результатов является так- же вполне традиционным. Характерный пример — сюжетные истории пхэсоль , особенно периода XV–XVI вв. [2, c. 116]. Использование такого приема можно обнаружить в творчестве первого мастера короткого рассказа Ким Донина ( 김 동인 , 1900–1951), а также в кинотворчестве режиссера Ким Гидока, известного в России как Ким Кидук ( 김기덕 , 1960–2020). * * * Подводя итоги рассмотрения темы использования двух традиционных сю- жетов в современной литературе, можно обратить внимание как на формальную сторону, так и на содержательную. С формальной точки зрения можно говорить о типах обращения к этим сюжетам современными авторами: прямая аллюзия (название, лексическое обозначение, тот же образ, хоть и обозначенный иначе лексически), введение в текст мотива, связанного с этими сюжетами (например, жизнь-сон), а также построение произведения на соответствующей сюжетной модели (тщетный поиск идеального пространства, переживание опыта, приво- дящего к осознанию своих заблуждений, который фигурально изображается как пребывание во сне). Характер современных проблем, интересующих авторов XX и XXI вв., вносит существенные коррективы в традиционное развитие сюжетов. Тщетность поиска идеала, как правило, осознается в связи с осознанием лож- ности, ошибочности самого идеала, а не его труднодоступности, как в тради- ционной литературе. Буддийская мысль об иллюзорности суетных стремлений в традиционных романах-снах в современных произведениях может изменяться по-разному. Иллюзорным может оказаться желание жить искренне и не зависеть от социальных ожиданий. Выбор ошибочного в противопоставление истинному может вести к трагическим событиям, даже к смерти. Можно вспомнить о про- изведениях Лим Чже, который также использовал сон как возможность заду- маться о судьбе людей, погибших за свои убеждения. Однако в современных тек- стах оппозиция подлинного и ложного необязательно связана с выбором именно жизненного пути, за которым стоит некая идея или мировоззрение. Герои про- сто живут, как живется, их выбор пути — жизненная прагматика или как раз отсутствие поиска пути. Осмысленность этому придает автор, обращаясь таким образом к читателям. Актуализации поставленных вопросов служат как узнаваемость ситуаций и типажей, так и антураж, работающий на то, чтобы оттенить эти проблемы, так- же знакомый по другим современным произведениям. Образы суеты и бездушия большого города, изображение атмосферы разобщенности людей, непонятости

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=