Проблемы литератур Дальнего Востока

477 5. Литературы стран Дальнего Востока и ЮВА: прошлое и настоящее Место, которое стало фоном для истории —Сунчхонский залив, — и в наши дни рекламируется в связи с рассказом, причем с акцентом на особые заложен- ные в него жизненные смыслы: «Приезжайте и обретите смысл рассказа “По- ездка в Мучжин. Путевые заметки”». В 1990-х гг. рядом с железнодорожной станцией Синчхон-ёк существовало кафе под названием «Мучжин кихэн», где собирались представители неформальной культурной среды. Кафе было лишено особого антуража, и в этой непритязательности, простоте люди искусства нахо- дили атмосферу, располагавшую к искреннему общению 11 . Возможно, название кафе апеллировало к идее ценности того настоящего, ненаносного, которое не- когда просыпалось в главном герое во время посещения Мучжина. Еще один пример специфической трансформации рассматриваемой сюжет- ной модели — произведение Чхве Инхо «Дыра» ( Кумон , 구멍 , 1999). Насколько нам известно, это произведение прежде не вводилось в научный оборот, в связи с чем представим его содержание более подробно. В начале произведения читатель видит главного героя — врача-хирурга средних лет, у которого многое в жизни находится в неблагополучном состоя- нии: развод с женой, начинающийся в результате злоупотребления алкоголем тремор рук — угроза карьере. Неслучайно его утро начинается в странной моло- дежной компании, упрекающей его за агрессивное поведение во время попойки накануне. Днем герой получает послание из прошлого — записанный на кассету рассказ девушки, с которой он когда-то встречался и которая внезапно ушла от него. Слушая запись, он понимает, что девушка (бывшая пациентка, намного мо- ложе него самого) искала в нем опору и тепло настоящих отношений, которые он, ослепленный страстью, подменил агрессивной физиологией. Герой отправ- ляется на поиски девушки, адреса которой никогда не знал. Ее имя и диагноз слишком распространенные, чтобы в базе пациентов можно было найти точные данные. Обходя разных ее однофамилиц, он сталкивается с разными судьбами, преимущественно трагическими. Параллельно он дослушивает кассету до кон- ца, слышит, что девушка придет к нему домой, спешит туда и, будучи за рулем в состоянии алкогольного опьянения, случайно сбивает ее насмерть. Не в силах пережить это, он кончает с собой. Автор применяет прием «временного несовпадения», когда какое-то собы- тие происходит после того, как в повествовании встречаются следствия произо- шедшего. Этот прием автор уже использовал в своем репрезентативном рассказе «Чужая комната», в финале которого жена пишет мужу записку, которую он уже прочел в самом начале рассказа. Однако в романе это не просто инструмент соз- дания ощущения ирреальности, необычной атмосферы или передачи состояния главного героя. Врач постоянно испытывает флешбэки, вспоминая события пре- дыдущего дня, как будто он уже был в этих местах, хотя побывал в них впервые, 11  Кафе еще существовало в 2000 г., но вскоре в результате развития территории старые здания, прилегающие к станции, были снесены. Судьба кафе (возможность перемещения в дру- гую локацию) нам неизвестна.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=