Проблемы литератур Дальнего Востока
474 Проблемы литератур Дальнего Востока ведущие литераторы эпохи Чосон: Ким Сисып ( 김시습 , 1435–1493), Лим Чже ( 임제 , 1549–1587). Ким Сисып преимущественно реализует классический вари- ант сюжета в буддийском контексте, передавая мысль о тщетности стремления к земным благам. Лим Чже использует эту модель, чтобы привести читателя к мысли о необходимости избегать государственной службы — источника не- счастий. Его герои во сне встречаются с жертвами убеждений, соответствующих основным конфуцианских отношениям [2, с. 145]. Таким образом, выводы о пра- вильности того или иного пути в этом случае приходят не обязательно герои, но уже читатели, знакомящиеся с произведением. В XVII в. в корейской литературе появляется тип произведений «романы- сны». Знаменитый «Облачный сон девяти» 8 ( Ку ун мон , 九雲夢 ) Ким Манчжуна ( 김만중 , 1637–1692) задает образец, позднее по его мотивам неизвестным авто- ром создается роман «Сон в нефритовом павильоне» ( Оннумон , 玉樓夢 ). Если в произведениях Ким Сисыпа или Лим Чже сон служит соприкосновению пер- сонажей с невидимым миром, что является поворотной точкой в их мировос- приятии, то в романах во сне герой проживает целую жизнь (как и монах Чосин в архетипическом для корейской литературы сюжете). В основе «путешествий во сне» находится оппозиция «сон-явь», в которой сон служит осознанию главным героем той или иной истины, как правило, вы- бору правильного пути. Однако, как доказывает А.Ф. Троцевич, в буддийском контексте оппозиции «снимаются» композиционными особенностями произве- дения, поскольку буддизм стремится к снятию противоречий [12]. Отметим так- же, что сама модель «сон-явь» в корейской литературе также восходит к древним китайским сюжетам и включает еще более широкий диапазон произведений. Например, на оппозиции «сон-явь» строится произведение неизвестного авто- ра «Весенний сон» ( Чхунмён-гок , 춘면곡 ), в которой содержатся явные аллюзии на притчу о китайском мыслителе Чжуан-цзы 莊子 (369?–286 до н. э.), которому приснилось, что он бабочка [13]. В литературе ХХ в. можно обнаружить немало примеров использования сюжетной модели путешествия во сне или мотива сна. Примечательно, что од- ним из первых обращений стало произведение, в основу которого легла история о монахе Чосине — наиболее ранний в корейской литературе пример сюжета о прожитой во сне жизни. Роман, который так и называется «Сон» ( Ккум , 꿈 ), стал последним произведением известного писателя начала ХХ в., представите- ля просветительского движения Ли Гвансу ( 이광수 , 1892–1950). А. Ф. Троцевич, переводчик романа «Сон» (а также «Сон в заоблачных высях»), производит срав- нение его сюжета с историей из «Самгук юса». Повествование в романе более подробно и более эмоционально. Исследовательница предполагает, что это про- изведение стало ответом Ли Гвансу тем, кто осуждал писателя за сотрудничество с японцами. «Соотечественники ожидали покаяния, а он ответил старинной буд- 8 Другой вариант перевода, также предложенный переводчицей романа А.Ф. Троцевич, — «Сон в заоблачных высях».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=