Проблемы литератур Дальнего Востока

473 5. Литературы стран Дальнего Востока и ЮВА: прошлое и настоящее годы критики усматривают приверженность экологической тематике. Персико- вый источник не только выступает здесь символом идеального пространства, но и открывает группу «даосских» элементов в тексте. Тема «Персикового ис- точника», связанного с именем поэта-отшельника Тао Юаньмина, поддержана даосской идеей предпочтительности отсутствия слов, а также введением в текст традиционной для даосской мысли «безопорной опоры» 6 , которая в стихотворе- нии выражена строкой: « То твое отсутствие словес — надежно ». Можно пред- положить, что эта группа элементов служит иносказательному призыву «Воз- вратиться к садам и полям» по примеру Тао Юаньмина, автора одноименного стихотворения ( 歸園田居 ). Примечательно совпадение ряда элементов стихот- ворения Чон Хёнчжона с краткострочным стихотворением сичжо неизвестного автора (XVIII–XIX вв.): Эй, пастушок, сидишь ты боком на бычке, А он ступает по траве высокой. Ответь, что знаешь ты об этом мире, О том, что плохо в нем и хорошо? А мальчик тот на дудочке играет И только улыбается в ответ (Пер. А. А. Гурьевой) [3, с. 72]. В основу текста сичжо ложится противопоставление двух типов мировоз- зрений: вовлеченности в жизнь социума (что хорошо и что плохо в мире) и уда- ленности от мира (нежелание участвовать в обсуждении мирских дел). Суетная попытка представителя первого типа установить диалог с мальчиком — предста- вителем второго типа неуспешна. Отсутствие слов и игра на дудочке позволяют усмотреть в образе мальчика черты даосского персонажа, а общность двух тек- стов —продолжить ряд даосских элементов в стихотворении Чон Хёнчжона [10]. 2. ПУТЕШЕСТВИЕ ВО СНЕ Отдельно коснемся темы путешествия во сне монюрок и ее развития в со- временной южнокорейской литературе 7 . Вслед за китайской литературой в ко- рейских текстах путешествие во сне служит развитию сюжетов об осознании главным героем правильности выбранного пути в результате переживания во сне той жизни, к которой он было начал стремиться в период сомнений. Наи- более ранним воплощением этого сюжета в корейской литературе считается помещенная в историческое сочинение «Самгук юса» (1281) история о монахе Чосине [2, с. 180–181]. Впоследствии к сюжетной модели монюрок обращаются 6  Имеется в виду идея того, что надежной опорой может служить объект, который сам не имеет опоры (например, облако). 7  Проблемой сна в корейской традиционной литературе занимались также западные уче- ные, например Марион Эггерт [11].

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=