Проблемы литератур Дальнего Востока
471 5. Литературы стран Дальнего Востока и ЮВА: прошлое и настоящее стоящего и образа прошлого, ушедшего навсегда и потому недосягаемого. Отме- тим, что две части повести экранизированы ведущим южнокорейским режиссе- ром Им Гвонтхэком ( 임권택 , род. 1934), и в экранизации второй части под назва- нием «Тысячелетний журавль» ( Чхоннёнхак , 청년학 ) режиссер делает акцент на контрасте между настоящим и прошлым, показывая, как в воображении героя пространство вновь наполняется водой 3 . Еще одним произведением, в котором можно обнаружить схожую сюжет- ную модель, является рассказ Чхве Инхо ( 최인호 , 1945–2013) «Глубокая синяя ночь» ( Кипко пхурын пам , 깊고푸른밤 ). Два героя путешествуют по Соединен- ным Штатам Америки, куда планируют эмигрировать. Лучшим для жизни ме- стом им представляется Лос-Анджелес (как известно, там существует корейская община), однако парадоксальным образом они никак не могут найти дорогу до города, постоянно сбиваясь с пути. В конце повествования герои глубокой но- чью оказываются на берегу океана, где приходят к решению вернуться домой. Подобно герою произведения Тао Юань-мина, герои рассказа Чхве Инхо тщет- но ищут идеальное пространство, однако в итоге им открывается иллюзорность этого идеала. Осознание ошибочности стремлений происходит в неслучайной обстановке — в литературной традиции Восточной Азии важнейшую роль игра- ет лунная ночь. В корейской литературе это сакрализованное время часто вы- ступает в паре с элементом ритуального пространства — берегом воды [6]. Здесь эти элементы соединились. Примеры обращения к сюжетной модели, восходящей к «Персиковому ис- точнику», можно найти и в литературе XXI в. Роман Ха Ильчжи ( 하일지 , род. 1955) «Республика Ужупис» ( Учжупхисы конхвагук , 우주피스공화국 ) повествует о герое, который приезжает в Вильнюс, где прошло его раннее детство. Причи- ной его визита становится необходимость забрать прах отца, некогда находив- шегося в Литве на дипломатической службе, но для героя важно также найти Ужупис, который представляется ему особым местом 4 . Поиски не приносят успе- ха: Ужупис совсем рядом, но остается недосягаемым, что приводит героя к отча- янию [7]. Это произведение о поиске самого себя базируется на модели тщетного стремления к идеальному пространству, но с дополнительными деталями, свой- ственными рассмотренным выше произведениям. Это, в первую очередь, идея ошибочного выбора идеала, его иллюзорности. Тем самым в основе сюжета в приведенных примерах находится идея без- результатного поиска некоего идеального места/общества. Однако, в отличие от 3 Исследованием этого киновоплощения занималась профессор Стокгольмского универ- ситета Соня Хойслер, которая обратила наше внимание на значимость данной сцены в фильме. 4 Краткий анализ произведения был изложен в докладе Ким Сонсу «The imagination of Korean Literature and the Possibility of Literature Education on the Baltic States — Focused on Lee Moon-yeol’s “Lithuanian Woman” and Hailji’s “The Republic of UZUPIS”», представленном на XVI конференции Научной ассоциации Central and Eastern European Society of Koreanology (CEE- SOK) Conference «The comparative approach and prospects on education of local and Korean culture (and literature) in Central and East Europe» (Латвийский университет, 2017).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=