Проблемы литератур Дальнего Востока

470 Проблемы литератур Дальнего Востока У горы Сисайшань реет в воздухе белая цапля, Набирает вес окунь, цвет персика кружит в потоке, Изумрудный бамбук — головной мне убор, и мне ива — накидка, Но тут ветер и дождь преградили дорогу, назад пути нет. И мне жаль, что не делит со мной этой жизни Чжан Чжи-хэ, знаменитый рыбак и отшельник-поэт (пер. А. А. Гурьевой) [3, с. 59]. В одном из стихотворений на корейском языке — чапка (кор. 잡가 , «Ма- лая песнь о Чхунхян», яп. Со Чхунхян-га , 小春香歌 ) можно усмотреть двойную аллюзию, связанную с этим сюжетом. В тексте неизвестный автор вводит рас- пространенную ассоциацию между деревом ивы и Тао Юаньмином, посадившим возле своего дома пять ивовых деревьев: среди объектов пространства, по кото- рым можно найти дом девушки Чхунхян, упоминаются пять ив, и сказано, что их посадил Учитель Долины журавлей ( Хактон сонсэн 학동선생 ). Возможно, здесь сыграло свою роль и то, что события истории о Чхунхян происходят в городе Намвоне близ гор Чирисан, в которых Ли Илло искал корейское идеальное про- странство [4]. В южнокорейской литературе традиционное значение «Персикового источ- ника» сохраняется, однако обыгрывается в новых контекстах. Характерным примером является рассказ писательницы Пак Вансо ( 박완서 , 1931–2011) «Дети райской земли» ( Нактхоый аидыль , 낙토의 아이들 , 1978), где отсылка к «Персиковому источнику» служит горькой иронии. Так, метафориче- ское название района — Мурын (корейское чтение иероглифов, обозначающих Улин, 武陵 ) — указывает на фешенебельность места, однако оно же оттеняет то, с каким презрением его обитатели воспринимают людей, живущих более скром- но (подробный анализ рассказа см.: [5]). В другом примере, произведении Ли Чхончжуна ( 이청준 , 1939–2008) «Песни Западного края» ( Сопхёнчже , 서편제 , 1976), связь с «Персиковым источником» еще более сложна. Место, в котором происходит действие второй части пове- сти, называется Долиной журавля ( Сонхактон , 선학동 ), что практически совпа- дает с названием идеального пространства в эссе Ли Илло ( Чхонхактон , 청학 동 ). Символика названия многогранна, но в контексте рассматриваемой в статье темы важно обратить внимание на то, как в сюжетной линии раскрывается мо- тив невозможности найти объект стремления. Так, главного героя в это место привели воспоминания о детстве, проведенном с отчимом и с любимой им свод- ной сестрой, с которой они давно были разлучены. Однако вместо прекрасного водного пространства с прославленным отражением гор, создающим образ жу- равля, главный герой обнаруживает осушенные земли и переживает несостояв- шуюся встречу. Можно сказать, что тщетный поиск некоего идеала становится моделью, которая ложится в основу этой части произведения, что позволяет произвести сопоставление с произведением Тао Юаньмина. При этом в случае с повестью «Песни Западного края» можно говорить о противопоставлении реального на-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=