Проблемы литератур Дальнего Востока

465 5. Литературы стран Дальнего Востока и ЮВА: прошлое и настоящее це, бросая яркие лучи, близится к зубцам гор» (пер. В.Н.Марковой [15, с. 21]). Поэзии рэнга свойственны переклички не только с поэтическим наследием, но и с памятниками придворной прозы, благодаря чему поэма Соги включается в широкий культурно-литературный контекст. Об этом свидетельствует также ис- следование о влиянии «Исэ моногатари» («Повесть об Исэ», Х в.) на содержание 13-й и 14-й строф поэмы [7]: 思ふなよ忘れんもこそ心なれ Омоу на ё Не вспоминай! Васурэн мо косо Ведь постараться забыть Кокоро нарэ Сердце хочет. Использование частиц, подчеркивающих мысль ( омоу на ё ) в правилах рэнга называется гэдзи , что можно расценить и как обозначение цезуры. Обращение к персонажу предыдущей строфы выдвигается как один из способов связи строф и развития сюжета. Разрыв с кавалером обсуждается эмоционально насыщен- но. Глаголу «вспоминать» ( омоу ) противопоставляется глагол «забыть» ( васуру ), противоречивые чувства овладевают «сердцем» ( кокоро ). つらきにのみやならはさるべき Цураки ни номи я Неужели только к огорчениям Наравасарубэки Придется привыкать? Прилагательное кураси — «горестный» — зафиксировано в словаре любов- ной лексики. Дама смиряется с бессердечием кавалера, со своим безысходным положением. В строфах наблюдается волнообразное эмоциональное движение. Истории несчастливой любви посвящено пять строф, хотя, согласно требовани- ям рэнга , достаточно трех. Их негативный настрой вносит мрачные краски в по- этическое повествование. Поэзию любви Соги посвящает женщине, героине известных романов — «Гэндзи моногатари», «Сагоромо моногатари». Выразителен этот образ и в днев- нике «Кагэро никки». В строфах поэмы автор минимальными средствами изла- гает сюжет, связанный с судьбой героини и особенностями придворной куртуа- зии. Для адекватного понимания рэнга необходимо обратиться к произведениям классической эпохи, составляющим узнаваемый фон этих строф — «женский мир», обрисованный Мурасаки Сикибу [16, с. 88]. В поэме Соги мотивы любовной лирики переходят от одной условной стро- фы к другой и консолидируют повествование. Строфы о любви обладают по- этической и культурной памятью, а классическая литература выполняет в них роль фоновых знаний. В поэме связь с предшественниками устанавливается раз- нообразными нитями ассоциаций, при этом выстраивается цепь поэтических текстов, в которой сложно выделить актуальное звено как свидетельство реми- нисценции. Стихи неизвестных авторов можно считать наиболее ранними, их следует принять за исходную точку интертекстуальных параллелей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=