Проблемы литератур Дальнего Востока

458 https://doi.org/10.21638/11701/9785288063770.33 Проблемы литератур Дальнего Востока © Санкт-Петербургский государственный университет, 2023 Бреславец Т. И., Винокурова Т. В. https://doi.org/10.21638/11701/9785288063770.33 (Дальневосточный федеральный университет, Россия) СТРОФЫ О ЛЮБВИ В ПОЭМЕ СОГИ Аннотация: Статья посвящена особенностям творчества Иио Соги, автора «свя- занных строф» ( рэнга ). Освещаются способы представления любовной лирики в поэме «Соги докугин нанихито хякуин» («Сто строф поэта Соги», 1499). Обсуж- даются вопросы воздействия предшествующей классической литературы на творчество поэта, специфики внутрилитературной преемственности в истории средневекового японского стиха. Выявляются имплицитные смыслы любовных строф. Обнаружены прецедентные тексты, с которыми строфы поэмы устанавли- вают ассоциативные связи. Интертекстуальность выступает смыслообразующим началом поэзии рэнга. Ключевые слова: Иио Соги, любовная лирика, интертекстуальность. Breslavets Tatiana, Vinokurova Tatiana (Far Eastern Federal University, Russia) LOVE STANZAS IN SOGI’S POEM Abstract: The article is devoted to the peculiarities of the work of Iyo Soga, the au- thor of “connected stanzas” ( renga ). The ways of presenting love lyrics in the poem Sogi dokugin nanihito hyakuin ( One hundred stanzas of the poet Sogi , 1499) are highlighted. The issues of the influence of the previous classical literature on the poet’s work, the specifics of intra-literary continuity in the history of medieval Japanese verse are dis- cussed. The implicit meanings of love stanzas are revealed. Precedent texts with which the stanzas of the poem establish associative links are found. Intertextuality acts as the meaning-forming beginning of renga poetry. Keywords : Iio Sogi, love lyrics, intertextuality. В традиционной японской литературе особое место занимает поэзия рэн- га — связанных строф. Это песни-цепочки, слагаемые несколькими поэтами, состоящие из трехстиший и двустиший. Необходимо отметить, что у японцев «склонность отождествлять все процессы, происходящие в мире, с тем, что про- исходит в природе, стала причиной убежденности в том, что ничто на свете не имеет ни четкого начала, ни четкого конца и что конец одного всегда начало дру- гого, а начало чего-то — всегда конец предыдущего, подобно круговороту вре- мен года» [1, с. 70]. Поэзию рэнга можно считать воплощением этой идеи. В результате развития жанра появились индивидуальные рэнга выдающихся мастеров, включающие сто строф. Известным произведением поэта Иио Соги (1421–1502) стала поэма «Соги докугин нанихито хякуин» («Сто строф поэта Соги», 1499), которую Кониси Дзинъити назвал высшим проявлением красоты рэнга [2, с. 54].

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=