Проблемы литератур Дальнего Востока

454 Проблемы литератур Дальнего Востока основанный на историко-литературном памятнике «Сокровенное сказание монголов» (1240), на монгольских и китайских исторических сочинениях и ле- тописях XIII–XIX вв. Написанию этого романа он посвятил большую часть своей жизни — около двадцати лет, с 1870 по 1890 г. Недаром роман сразу по- сле появления привлек внимание читателей и знатоков истории и литерату- ры своей тематикой, содержанием, авторским осмыслением, интерпретацией исторических процессов и явлений, а также художественным мастерством. Инджаннаш написал с 9-й по 69-ю главы романа. Причем «дошедший до нас вариант из 69 глав (а это в современном издании две тысячи с лишним стра- ниц!) не считается, однако, законченным», — отмечает С.Ю. Неклюдов, ссыла- ясь на Г. И.Михайлова и Гомбоджаба [8, с. 239]. Роман-эпопея имеет своеобразную композицию, заданную Л. Ванчинба- лом. Одна глава посвящалась событиям одного года, таким образом струк- турно роман подчинялся строгой хронологической последовательности изло- жения событий, что роднит его с историческими летописями. Однако каждая глава начиналась четверостишием с изложением того, о чем будет идти речь, и заканчивалась послесловием, написанным языком, близким к разговорному, и выражающим моральную сентенцию, или стихами, содержащими резюме по главе. Внутри главы органично включались различные фольклорные и лите- ратурные жанры, содержание вбирало в себя несколько сюжетных ходов, где водоразделом служили определенные слова и выражения. Такое строение глав, безусловно, продиктовано композицией классических китайских романов, что послужило образцом для В. Инджаннаша. Как пример можно указать на «Тро- ецарствие» Ло Гуань-чжуна. К роману «Синяя сутра» Инджаннаш написал обширное предисловие «Краткие пояснения» [11, с. 5–99], в котором изложил свои мировоззренче- ские установки, интерпретацию, свое отношение к изображаемым в романе историческим событиям, выведенным героям, буддийской индо-тибетской культурной традиции, философским учениям древнего Китая, рассуждает о фундаментальных основах человеческого бытия — о смысле жизни, об исто- рической памяти и славе, о счастье и несчастье, об уме и глупости, о богатстве материальном и духовном, о труде и творчестве, о животворном принципе «метод и мудрость» ( арга билиг / инь-ян ), касается проблемы соотношения ху- дожественного вымысла и реальной действительности и др. Обосновывая актуальность обращения к исторической теме, к личности Чингисхана и к монгольским ханамЮаньской династии, В. Инджаннаш связал необходимость создания романа о монгольской истории XIII–XIV вв. с поли- тическим и экономическим положением Южной Монголии в XIX в., с совре- менным ему морально-нравственным состоянием, образовательным уровнем монгольского общества в Цинском государстве. Он сетует, что, хотя образо- ванных монголов много в трехстах монгольских хошунах 6 , но они в основном 6  Хошун — название административного района в Монголии до 1921 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=