Проблемы литератур Дальнего Востока
418 Проблемы литератур Дальнего Востока и жизненную силу стихотворению. В семисложном стихотворении (семь иеро- глифов в строке) «Наблюдая за водопадом Лунцю, слагаю стихи» лирический герой использует буддийские образы для описания удивительной картины водо- пада и восклицает: «Пусть присвоит он себе все чудеса мирозданья» [14, с. 722]. В стихотворении «Поднимаясь на вершину Хуашань, слагаю стихи» говорящий задействовал культурное наследие конфуцианства, буддизма и даосизма, чтобы передать красочные и динамичные пейзажи горы Тяньтайшань. Можно просле- дить, что в относительно больших произведениях говорящий часто вдохновляет читателя природой, и ярким акцентом является собственное восклицание гово- рящего. Заслуживает внимания стихотворение Г. Р. Державина «Ключ». Воспевая струящийся родник, говорящий раскрывает три уровня смысла. В начале описа- ние происходит от первого лица: Источник шумный и прозрачный. Текущий с горной высоты, Луга поящий, долы злачны, Кропящий перлами цветы, О, коль ты мне приятен зришься! [17, с. 83] Это живое изображение реально существующего Гребеневского ключа в Подмосковье. Первый смысловой уровень — отражение реальности. В середи- не и конце стихотворения говорящий прямо выражает свои эмоции: Сгорая стихотворства страстью, К тебе я прихожу, ручей: Завидую пиита счастью, Вкусившего воды твоей, Парнасским лавром увенчанна [17, с. 84]. Здесь автор делает отсылку к Касталийскому источнику на горе Парнас — священной горе Аполлона и месте пребывания муз. Это второй уровень смыс- ла — мифологический, который уже тяготеет к уровню светских представлений. В последней строфе герой восклицает: Да честь твоя пройдет все грады, Как эхо с гор сквозь лес дремуч: Творца бессмертной «Россиады», Священный Гребеневский ключ, Поил водой ты стихотворства [17, с. 85]. Получается, Державин представил Гребеневский ключ — место, где жил русский поэт Михаил Матвеевич Херасков — Касталийским источником, вдох- новлявшим поэтов в древнегреческой мифологии. В этом выражается уважение и зависть к поэту-современнику Хераскову, написавшему «Россиаду». Это смыс-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=