Проблемы литератур Дальнего Востока

415 4. Дальневосточные литературы в России и русская литература в странах ДВ и ЮВА… к богу зимы — Борею. Его появление привносит динамику в осенний пейзаж, вдыхает жизнь в неодушевленные предметы. Несмотря на то, что в России дав- но была принята, как говорил З. Фрейд, монотеистическая религия — право- славие, в данном стихотворении обращаются к мифам Древний Греции, и осо- бый эффект дает анимизм— вселение душ во все сущее. По сравнению с двумя стихотворениями об осени Юань Мэя, где больше статичных картин, динами- ка в пейзажах у Г. Р. Державина более очевидна. Разумеется, в стихотворениях о природе у Юань Мэя тоже немало динамичных сцен, но все же он уступает в этом русскому поэту. 4. СТРУКТУРНЫЙ УРОВЕНЬ: СКРЫТОЕ ВДОХНОВЕНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ С точки зрения типологии при изучении структурного уровня мы можем найти сходства и различия конструктивных приемов в стихотворениях о при- роде Юань Мэя и Г. Р. Державина. «Так называемая структура отвечает на во- просы о составе внешних слоев произведения, таких как язык, звук, образ, композиция его частей, стиль» [27, c. 21]. Мы не будем касаться всех аспектов структуры ввиду ограничения объема статьи, а преимущественно осветим ли- рического героя, который выполняет функцию выражения чувств, а также его структурную взаимосвязь с описанием природы в стихотворениях двух по- этов-натуралистов. По мнению Л. Г. Киршнера и С. Р.Манделла, в поэзии «го- ворящий описывает события, передает читателю эмоции и идеи» [29, р. 823]. В стихах о природе у Юань Мэя и Державина роль лирического героя совпада- ет и разнится. В стихах о природе Юань Мэя лирический герой в основном играет роль всезнающего рассказчика от третьего лица. Он объективно описывает природ- ные явления и не дает никакой оценки описываемых вещей, так что природа го- ворит как бы сама за себя. В 16-м томе поэтического сборника «Домик отшельни- ка в Цяншане» есть «Десять песен в Чжаньюане, написанные для учителя Цзянь Фанбо», они описывают каждую сцену в усадьбе Чжаньюань, и лирический ге- рой преимущественно излагает события от третьего лица, например в «Уедине- нии под старым деревом»: «Старое дерево готово к весне, карниз беседки закры- вал его несколько лет. Балки словно отодвинулись назад и зелень заслонила небо. Дождь шелестит по листьям, ветви тянутся к солнцу. Начало закладывается на месте старого фундамента, как и при случайной встрече с мудрецами древности» [14, с. 356]. Здесь говорящий как наблюдатель совершенно не вмешивается в опи- санные явления. В стихотворении «Флигель, обнимающий гору» есть следующие строки: «Флигель высится на камне, обнимает горы пик. Лунный свет в ночи про- никает через окна, вьюнки затянули двор. Сажусь днем и сожалею, что скрылось солнце, иду и чувствую, как ложится густая тень. Птицы спрашивают отшельни- ка: как далеко все мирское?» [14, с. 256] В этом стихотворении, кроме слов «со- жалею» и «чувствую», раскрывающих отношение говорящего, остальное также

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=