Проблемы литератур Дальнего Востока
410 Проблемы литератур Дальнего Востока поприще, и был придворным чиновником. На 13-м году правления Цяньлуна (1749) Юань Мэй ушел в отставку, купил в Цзянине сад «Суйчжи» и начал там строительство. Место получило название «Суйюань» — место уединения. Там он жил спокойно в отставке, писал о пейзажах, его окружавших, обменивался с друзьями поэтическими экспромтами, был наставником для молодых людей — проводил жизнь «за стихами и вином». Он часто декламировал свои стихи [21; 22]. В то время Юань Мэй в определенной степени вел ту жизнь, которую так жаждал, но не мог достичь Державин. Когда Державин был губернатором и ми- нистром, бóльшая часть его стихов была о политике и военных делах, связанных со страной. Тем не менее он всегда выражал восхищение природными пейзажа- ми и сельской размеренной жизнью в своих стихах, таких как «Осень во время осады Очакова». В 1798 г. он пишет «Похвалу сельской жизни»: Блажен! — кто, удалясь от дел, Подобно смертным первородным, Орет отеческий удел Не откупным трудом — свободным… Но садит он в саду своем Кусты и овощи цветущи; Иль диких древ, кривым ножом, Обрезав пни, и плод дающи Черенья прививает к ним… [17, с. 270–271]. После выхода на пенсию в 1803 г. он укрылся в своем имении «Званка» в Новгородской губернии и написал множество «песен о природе», например «Лебедь» (1804), «Цыганская пляска» (1805), «Евгению. Жизнь Званская» (1807), «Крестьянский праздник» (1807). Когда Юань Мэй только ушел в отставку, он написал 11 стихотворений «Чув- ственные стихи в Суйюане». В первых двух говорится о радости жизни в уедине- нии после ухода со службы. В первом: «Чиновниками не рождаются, долго идут они по пути службы. Этот вкус мне уже знаком, могу поменять свою сущность. Смотря на человеческие страсти, зачем ждать конца весны? Облака скитаются по небу, и нет у них повода» [14, с. 111]. Во втором: «Счастье и гнев не связаны с ве- щами, но рождаются случайно. Взлеты и падения — это не судьба, а случайность. Когда не идет чтение — сворачиваешь свиток и продолжаешь путь. Зайдя в бам- буковый лес, можно услышать звук родниковой воды» [14, с. 111]. Интересно, что поэт будто вступает в диалог с Гавриилом Державиным, находящимся на другом конце света. «Деревенская жизнь» Державина, написанная в 1802 г., словно со- держит «отголоски» стихотворения китайского поэта: Что нужды мне до града? В деревне я живу; Мне лент и звезд не надо, Вельможей не слыву; О том лишь я стараюсь,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=