Проблемы литератур Дальнего Востока

408 Проблемы литератур Дальнего Востока лигий являются спутниками природы или создателями природных явлений. Ча- сто встречаются у него персонажи греческой мифологии. В «Водопаде» он при- зывает Минерву (Афину), Аполлона, Марса и других греческих мифологических персонажей, чтобы сопровождать Г. А. Потемкина. В «Зиме» муза, отвечая на во- прос поэта, говорит: «Ах, где хариты?» Комментаторы сборника стихотворений, к которому мы обращаемся, считают, что это метафора для благородных дам, почитаемых поэтом. Он называет их именем древнегреческого мифологического персонажа — богини красоты Хариты [17, с. 438]. В стихотворении «Рождение красоты» поэт в деталях описал, как во время пира Зевс внезапно решил из мор- ских волн создать богиню Афродиту. В «Прогулке в Царском Селе» появляется богиня правосудия [18, с. 84–85]: И как между столпов И зданиев Фемиды, Сооруженных ей Героев росских в славу… [17, с. 172]. В самом начале стихотворения «Желания зимы» автор упоминает двух богов из древнегреческой мифологии, Борея и Эола, которые создают суровую картину зимы: На кабаке Борея Эол ударил в нюни… [17, с. 117]. Элементы православной культуры также используются в описании приро- ды, например в «Громе»: О гром! гроза духов тех гордых Кем колебался звезд престол! Комментаторы считают, что это заимствованный образ падшего ангела Лю- цифера [17, с. 442]. У Державина встречаются боги языческих времен древнерус- ского народа в стихотворении «На счастье»: В те дни, как скипетром любезным Она Перун к странам железным… [17, с. 127]. Перун — языческий бог-громовержец в Древней Руси [18, c. 306]. В «Дере- венской жизни» поэт постоянно обращается к языческим древнерусским богам, таким как Лель (Амур), Лада (Венера), Услад (Бахус) [17, с. 436]. Так, он воскре- шает память о древней эпохе русского народа. Следует также отметить, что Дер- жавин написал поэму «Бог», которая подтверждает православные убеждения по- эта, по мнению М.М. Дунаева [19, c. 284]. По широкому кругу использования ми- фологических образов из разных культурных источников нетрудно обнаружить, что Державин часто обращается к образу Бога. Природа одухотворена благодаря

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=