Проблемы литератур Дальнего Востока

407 4. Дальневосточные литературы в России и русская литература в странах ДВ и ЮВА… во в южных горах», «Пион к пиону». Еще Теодор Липпс говорил об эмпатии как об акте проецирования себя в объект восприятия. Для сравнения посмотрим, как Юань Мэй описывает божественных персо- нажей в пейзажной лирике. Даже когда он говорит о природе и храмах, связан- ных с мудрецами, он не обожествляет этих мудрецов. В 11-м томе поэтическо- го сборника «Домик отшельника в Цяншане», в стихотворениях «Храм Лингу», «Восемнадцать мелодий холма Сяолин», «На могиле правителя Чжуншаня», «На могиле Лян Уди» и др. описываются достижения мудрецов, но подчеркивается, что даже они не избежали смерти: «Все желают выразить свое почтение, но кто уже различит кости императора?» [14, с. 228] Юань Мэй в тексте «Буддизм — одно из девяти направлений философских школ» порицает воззрения буддистов и напрямую говорит о смерти: «Если ты умрешь и будешь сожжен, ты исчезнешь и храм твой будет только для духа» [14, с. 185]. В произведениях Юань Мэя при- водится большое количество мифологических персонажей из классики, предше- ствующей эпохе Цинь (221–202 гг. до н. э.). Он не столько подчеркивает их боже- ственную сущность, сколько раскрывает их человеческую природу. Например, Владыка Востока в стихотворениях «Встреча весны» и «Проводы весны» показан как близкий автору человек. С учетом особого отношения Юань Мэя к жизни и смерти [16, c. 45] в его произведениях появление мифических фигур является возрождением китайской традиции, передача и использование древних знаний в современности. Это сильно отличается от образа «божественных» персонажей в творчестве Гавриила Державина. В характере сочувствия к людям Юань Мэй не полагается на посредников в виде богов и достигает прямой субъектно-объ- ектной взаимосвязи с природой. У Державина человек совместно с Богом наслаждается красотой природы. Объектами его вдохновения становятся пейзажи, смена времен года, флора и фа- уна, например, соловьи, пчелы, оводы, незабудки и т. д. В его стихах объекты при- роды и природные явления всегда сопровождаются божественными силами или даже ими создаются, поэтому в картины природы у него часто проникают боже- ственные обстоятельства. В стихотворении «Гром» он пишет: И в миг единый миллионы Кто дланию возжег планет? О боже! се твои законы, Твой взор миры творит, блюдет. Как сталью камень сыплет искры Так от твоей струятся митры В мрак солнцы средь безмерных мест [17, с. 312]. Образ грома, описанный здесь Г. Р. Державиным, показывает, что, кроме взгляда поэта на природу вещей, явлений природы, есть еще то, что обусловлено волей Бога. В данном стихотворении присутствует как Бог в общем смысле, так и в образе Митра [18, с. 154–155] — бога света и доброты в древних Индии и Ира- ке. Рассматривая стихи Державина, можно обнаружить, что боги различных ре-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=