Проблемы литератур Дальнего Востока
405 4. Дальневосточные литературы в России и русская литература в странах ДВ и ЮВА… антиподические культуры произвели поэтов-дидактиков человечески схожими, хотя и говорящими на разных языках» [11, с. 396]. В 1980-е гг. известный литера- туровед и искусствовед М. Б. Храпченко написал статью «Типологическое изуче- ние литературы», в которой размышлял о том, как использовать типологические методы в литературоведении 3 . Судя по работам советских ученых, типология при переходе из языкозна- ния в литературоведение прошла адаптацию: исключаются фактические связи между различными этническими группами, не проводятся исследования взаи- мовлияния, обширные исследования с большим количеством данных сменяются на локальные, необходимым условием для сравнения явлений является единый временной период, делается упор на сравнение иерархических или параллельных систем. В области литературоведческих исследований многие ученые заметили, что сами литературные произведения имеют иерархию. Например, польский ис- следователь Роман Ингарден выдвинул идею, что «литературные произведения есть иерархические формирования», и попытался обобщить распространенную иерархию литературных произведений, выделяя несколько уровней: уровень фонетического построения, уровень отдельных смысловых единиц или целой структуры и уровень ряда наблюдений [12, с. 48–194]. Это метод иерархической классификации от микро к макро, который соответствует композиции самого литературного произведения. Что касается изучения жанра поэзии, М. Л. Гаспа- ров выделил следующие три уровня: верхний уровень — идейно-образный, сред- ний — стилистический, нижний — звуковой или фонический [13, c. 11–26]. Это больше соответствует композиционным характеристикам поэзии. Данная статья основана на методе трехуровневого анализа, принятого М. Л. Гаспаровым, но в со- ответствии с объектом исследования вносятся некоторые коррективы, а именно используются три уровня: идейный, образный и структурный, — и проводится типологический анализ стихотворений о природе поэтов-современников: китай- ского поэта Юань Мэя (1716–1797) и русского поэта Г. Р. Державина (1743–1816). На идейном уровне мы пытаемся ответить на вопрос, какая идея выражает собой природу. На образном уровне отвечаем, что представлено в природе. На струк- турном — находим ответ, какая связь между описанием природы в стихотворе- нии и речью лирического героя (от какого лица он говорит о природе). 2. ИДЕЙНЫЙ УРОВЕНЬ: СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА И БОГА В этой статье впервые проводится типологическое сравнительное исследо- вание поэзии о природе поэтов Юань Мэя и Г. Р. Державина на идейном уровне, то, как они видят связь природы и Бога. Особенно уделяется внимание выбору: продвигаться по служебной лестнице или уйти в затворничество, стать ближе к природе. 3 См.: Храпченко М. Б. Типологическое изучение литературы // Его «Познание литературы и искусства». М., 1984. С. 175–209.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=