Проблемы литератур Дальнего Востока
371 4. Дальневосточные литературы в России и русская литература в странах ДВ и ЮВА… Лаконичное упоминание об этом соборе есть и у Натальи Ильиной. В очерке «Отец» рассказывается, что Свято-Никольский собор разрушен, а героиня зада- ет вопрос о других православных местах города: — А другие церкви как? Там было много церквей. Софийский храм, например… И еще… [3, c. 535]. В ответ звучит подтверждение, что какие-то церкви еще продолжают дей- ствовать: эти слова переносят героиню в 1920–1930-е гг. А после разговора о цер- ковной жизни в Харбине возникают другие картины из прошлого: магазин «Чу- рина» и купленные там вещи; кинотеатр «Ориант» и увиденные там фильмы. Город, в котором героиня провела много лет прежде, выстраивается из назва- ний звучащих по-русски улиц (Новоторговая, Вокзальный проспект, улица При- стани, «шумная» Китайская) и из воспоминаний о живших в Харбине друзьях и подругах. ИВЕРСКИЙ СОБОР ХАРБИНА Церковь Святой Софии была построена немногим позже, чем храм в честь Иверской иконы Божьей Матери (район Пристани), возникший в 1907–1908 гг. и воплощавший собою чуть ли не единственный оплот православия в Китае того времени. При этом храм отличало несколько вещей: ярославский стиль в оформ- лении и особое назначение — по инициативе протоиерея Сергия Брадучана (1874–1940) нужно было возвести новую церковь для духовного окормления Во- оруженных сил Российской империи. Вместе с тем храм являлся еще и напоминанием о погибших во время раз- ных войн соотечественниках. Иверской храм «был первым крупным храмом-па- мятником русским воинам, погибшим на Дальнем Востоке в военных событиях в 1898–1900 гг. и Русско-японскую войну 1904–1905 гг. не только в Китае и Япо- нии, но и в России» [4, c. 41]. В 1930-е гг. Иверский храм был еще одним центром образовательной, куль- турной и исторической жизни в Харбине. Возможно, что именно это место опи- сывает Наталья Ильина в очерке «Отец»: «Я вдруг ясно увидела церковь из крас- ного и белого кирпича с голубой луковицей купола, с четырехгранной крышей колокольни, а над ней маленький и тоже голубой купол, на какой улице стояла эта церковь? Как же я все забыла, десятилетиями не возвращалась память к это- му городу…» [2, c. 536]. Храм располагался на улице Офицерской, поэтому его часто называли «во- енным». И именно у стен Иверской церкви осенью 1920 г. произошло перезахоро- нение тела участника Первой мировой и Гражданской войн Владимира Каппеля (1883–1920), которому поэт Александр Котомкин-Савинский (1885–1964) посвя- тил свои стихи «На смерть Каппеля» (январь, 1920). Эти стихи, впервые прочи- танные в Чите, могли бы прозвучать и рядом с Иверской церковью, когда тело военачальника вновь опускали в землю:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=