Проблемы литератур Дальнего Востока
369 4. Дальневосточные литературы в России и русская литература в странах ДВ и ЮВА… В первой книге романа в нескольких эпизодах возникает фигура епископа Мефодия (1856–1931), упокоившегося в склепе Свято-Никольского собора. На- талья Ильина пишет о молебнах епископа в соборе и за его пределами. Например, епископа Мефодия основатели газеты «Русская мысль» (Калитин, Горячев и Ка- раваев) просят отслужить молебен в новом помещении редакции: «Молебен слу- жил епископ Камчатский и Петропавловский Мефодий — молодой еще человек с вороной бородой и синеватыми цыганскими белками огневых глаз» [1, c. 33]. В представлении маловерующего юриста Караваева церковь должна стать силой, сплачивающей людей, и «молебен в помещении редакции произведет на старо- заветных харбинцев благоприятное впечатление» [1, c. 32]. Вновь эпизодический образ собора возникает летом 1918 г., когда сотрудники «Русской мысли» идут в собор на панихиду по «государе императоре Николае Втором» [1, c. 39]. Мать одной из главных героинь, Тани (в ее образе угадывается сама Наталья Ильи- на), вместе с редакцией газеты идет в собор: «В церкви было очень душно. <…> Лучи солнца, проникавшие в церковь через разноцветные стекла окон, казались красными, фиолетовыми, зелеными; в них дрожали пылинки. Сурово смотрели темные лица угодников, освещенные желтыми огоньками свечей» [1, c. 39]. И при этом описании возникает еще одно назначение православной церкви для эмигрантов — это память о родине, плач о «навсегда ушедшей жизни». Не- случайно однажды дождливым вечером проходившему по Соборной площади Калитину, смотрящему на «черный силуэт собора», на «голые ветки окружавших собор деревьев», «на мгновение почудилось, что он в России, в Москве» [1, c. 48]. Приводятся в романе «Возвращение» и другие узнаваемые описания Свято- Никольского собора. Мать Тани Софья Павловна ранним утром выходит из сво- ей части города (Нового города), чтобы попасть в Модягоу (еще один район Харбина). Немолодая женщина идет пешком и неизменно проходит по «вокзаль- ному проспекту», где стоит деревянный собор, «похожий на пряничный домик: строители явно пытались подражать старинной русской архитектуре» [1, c. 24]. В жизни многих персонажей «Возвращения» собор имеет важное значе- ние: во время молебна Калитин думает о далекой родине; Караваев размышляет о церкви как о связующей эмигрантов силе; Софья Павловна именно в церкви на- чинает видеть Николая II «в ореоле мученика»; няня Прасковья Андреева после вечерней службы в «первую неделю Великого поста» умирает и остается «вечно лежать» «в чужой земле»; художник Неньянский осенью восхищается удивитель- но «четкими» контурами куполов собора, которые начинает писать маслом без надежды на то, что картину купят «богатые харбинцы». В апреле 1931 г. в пере- полненном соборе вступают в брак Ирочка Нилова и Миша (Майкл Степанович) Чуркин, а пятнадцатилетняя Таня, глядя на несущего над головой невесты венец Игоря Ламанского мечтает, чтобы юноша обратил на нее внимание. В собор при- бегают Таня и Галя, чтобы поставить свечи о благополучной сдаче экзаменов. Во время бракосочетания своей ученицы Ирочки Софья Павловна вспоминает свою собственную свадьбу в «полковой церкви» в России.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=