Проблемы литератур Дальнего Востока
361 4. Дальневосточные литературы в России и русская литература в странах ДВ и ЮВА… тае уникальная театральная концепция Брехта. Поэтому, с одной стороны, в это время система Станиславского получила в Китае более объективную и справед- ливую оценку, чем когда-либо 1 . Но, с другой стороны, из-за того, что китайский народ не вполне точно понял систему Станиславского, совершенно естественно, что слепое восхищение концепцией Брехта ускорило беспристрастный отказ от системы Станиславского. Именно в таких условиях система Станиславского су- ществовала в Китае более тридцати лет с момента проведения политики реформ и открытости. Система Станиславского оказалась в современном Китае точно в таком же положении, что и советские писатели: хотя отказ от советской литературы был вызван потребностью того времени расширить кругозор и выйти в мир, однако легкость, с которой Китай от нее отказался, также означала игнорирование зна- чительного количества ценного содержания в советской литературе, что отнюдь не способствовало процветанию современной китайской литературы. Точно та- кой же отказ от богатой на идеи системы Станиславского не способствовал здо- ровому развитию современной китайской драматургии. Система Станиславского оказалась в современном Китае в довольно интересном и неловком положении: с одной стороны, китайские театральные деятели стремились избавиться от ее влияния, независимо от того, действительно ли это влияние повредило здорово- му развитию китайского театра; с другой стороны, китайские драматурги пусть и бессознательно, но все равно использовали в своей практике некоторые идеи К. С. Станиславского. Для современной китайской драматургии система Станис- лавского стала навязчивой «страстью», а Станиславский — вездесущей «тенью». 2. СПОРЫ О ТЕАТРАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ СТАНИСЛАВСКОГО В КИТАЙСКИХ ТЕАТРАЛЬНЫХ КРУГАХ Оглядываясь назад на процесс принятия К. С. Станиславского в Китае, мож- но обнаружить, что, несмотря на ее полное принятие в 1950–1960-е гг., во время «культурной революции» она была раскритикована. Пренебрежительное отно- шение к системе в 1980-е и последующие годы говорит о ее поверхностном и рас- плывчатом понимании в Китае. До «культурной революции» обсуждение системы Станиславского в теа- тральных кругах Китая имело две особенности: во-первых, система Станислав- ского воспринималась сугубо как образец традиционной реалистической худо- жественной концепции. Поэтому такое важное для К. С. Станиславского понятие, как «сценическая правда», в основном понималось как сходство сценического представления с реальной жизнью. При этом терялся ключевой гуманитарный смысл выражения «душевная жизнь роли», и, как следствие, упускалась связь 1 См. подробнее: [4; 7], а также статьи Гу Минчжу «Система Станиславского и китайское драматическое ис-кусство», Тун Даомина «Дискуссия о драме», «Цзяо Цзюйинь и Станислав- ский» и др.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=