Проблемы литератур Дальнего Востока
356 https://doi.org/10.21638/11701/9785288063770.26 Проблемы литератур Дальнего Востока © Санкт-Петербургский государственный университет, 2023 Дун Сяо https://doi.org/10.21638/11701/9785288063770.26 (Нанкинский университет, Китай) ПОПУЛЯРНОСТЬ СТАНИСЛАВСКОГО В КИТАЕ Аннотация: Константин Сергеевич Станиславский — самый влиятельный теа- тральный режиссер советской эпохи первой половины ХХ в. Созданная им систе- ма, в основе которой лежит «искусство переживания», оказала глубокое воздей- ствие на сценическое искусство ХХ в. Проникнув в Китай в 1940-х гг., она сыграла очень важную роль в развитии современного китайского драматического искус- ства 1950–1960-х гг. В 1960–1970-х система Станиславского подверглась в Китае осуждению. И хотя в конце 1970-х гг. ее реабилитировали, однако в связи с ро- стом популярности идей Брехта ее значение ослабло. Можно сказать, что участь системы Станиславского в Китае — это типичный пример, который отражает тен- денцию Китая принимать и интерпретировать русскую и советскую литературу и искусство. Эта тенденция в некоторой степени замаскировала подлинную цен- ность русской и советской литературы и искусства, не позволив театральным кру- гам Китая в должной мере перенять русский и советский опыт, что заслуживает переосмысления. Ключевые слова: Станиславский, Брехт, русская и советская литература и искус- ство, китайская современная драма. Dong Xiao (Nanjing University, China) POPULARITY OF STANISLAVSKY IN CHINA Abstract: Konstantin Sergeevich Stanislavsky is the most influential theater director of the Soviet era in the first half of the 20 th century. The system he created, which is based on the “art of experiencing”, had a profound impact on the performing arts of the 20 th century. Since it was introduced into China in the 1940s, it has played a very important role in the development of contemporary Chinese drama performance art in the 1950–1960 years. In the 1960–1970, Stanislavsky was criticized in China. Since the late 1970s, although Stanislavsky has been vindicated in China, his importance has cor- respondingly weakened with the popularity of Brecht. It can be said that the encounter of Stanislavsky in China is a typical example, reflecting acceptance and interpretation of Russian Soviet literature and art in China. To some extent, this tendency obscures the real value of Russian Soviet literature and art. It is a problem worthy of reflection. Keywords: Stanislavsky, Brecht, Soviet-Russian art, Chinese contemporary theatre. ВВЕДЕНИЕ Система К. С. Станиславского проникла в Китай еще в 40-х гг. ХХ в. и на про- тяжении более полувека оказывала глубокое влияние на развитие китайского современного драматического театра. В этой связи следует отметить, что неко- торые китайские драматурги принимают систему Станиславского полностью, другие — заимствуют из нее лучшие наработки, третьи — предвзято осуждают,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=