Проблемы литератур Дальнего Востока
31 1. Бо Цзюйи и его вклад в китайскую литературу вые выдающиеся литераторы и представители искусства, активно обновляются культурные традиции. Поэты, прежде стесненные рамками жестких предписа- ний (так называемый старый стиль, 《古体诗》 ), начинают искать приемы более свободного выражения («новый стиль танского стихотворения», 《近体诗 / 今 体诗》 : пятисложные и семисложные стихотворения, которые по форме могли быть четверостишием, шестистишием и пр.), нарушать общепринятые нормы, стремиться отходить от правил и добиваться новых поэтических эффектов [1, с. 913–981]. В этот период также наблюдается активный синтез различных видов искусства, в частности литературы и живописи, литературы и музыки (песенная поэзия) и пр. [2, с. 12–13]. Как отмечают некоторые исследователи (В.М. Алексеев, Г. Б. Дагданов, Ю. Г. Смертин, А. Г. Сторожук и др.), долгое правление во второй половине VII в. императрицы Ухоу, ревностной поклонницы буддизма, становится временем ут- верждения этой религии в Китае, в связи с этим в начале танской эпохи конфу- цианский традиционализм ненадолго ослабевает и отходит на второй план [3, с. 173]. Подтверждением этому может быть поздняя лирика Бо Цюйи 1 . Расцвету поэзии также способствовало включение поэтических заданий в государствен- ную систему экзаменов на чиновничьи должности с конца VII в. Так, поэзия и поэтическое искусство со временем становятся одним из символов танской цивилизации [4, с. 10]. Период творчества Бо Цзюйи важен не только в контексте этого времени, но и в истории всей дальнейшей китайской культуры и литературы. В VIII в. ху- дожественное творчество, несмотря на продолжающиеся традиции и сильную инерцию, индивидуализируется, зарождаются новые жанры, укрепляется пове- ствовательная проза малых форм. Так, например, для тематически разнообраз- ной поэзии Бо Цзюйи уже характерны черты мифологического, этнического, фольклорного, филологического повествования. Поэзия Бо Цзюйи представляет собой особую форму мировосприятия, стре- мится отметить самые разнообразные явления картины мира, которая сложи- лась к этому времени под влиянием даосизма, конфуцианства и отчасти буддиз- ма [5]. Фокус и концентрация внимания автора на дескрипции и нарративных стратегиях в сюжетостроении создают огромные возможности в развертывании повествования. Отсюда прижизненная популярность поэта практически у всех слоев насе- ления — от интеллектуально-творческих кругов различного социального уровня до широких масс населения [1, с. 986]. Некоторые почитатели буквально делали из поэта кумира. Так, один из его страстных поклонников, известный под име- нем Гэ Цин ( 葛清 ), вытатуировал на себе более 30 стихотворений Бо Цзюйи и, ходя по улице без рубашки, напоминал сборник стихотворений. В то время тако- го рода фанатов называли «пешеходной поэзией» ( 白舍人行诗图 ) [6]. Горизонт 1 См. например, его стихотворение «В северной беседке провожу ночь» (пер. Л. З. Эйд- лина) и др.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=