Проблемы литератур Дальнего Востока

299 3. Пути развития китайской литературы в XX и XXI веках время это важное духовное наследие, оставленное Китаем ХХ в. (см.: [18]). От- сюда можно заключить, что он был по-настоящему непоколебимым человеком в литературных кругах, и видно рациональное зерно в известном высказывании Мао Цзэдуна о том, что «Лу Синь — самый твердый человек». Если говорить о Лу Сине как о писателе, то он придавал особое значение пу- бликации произведений, их распространению, включая и одобрение читателей. Тут как раз содержатся стратегические соображения о том, как в полной мере ис- пользовать и демонстрировать возможности средств массовой информации. На протяжении всей своей жизни Лу Синь был тесно связан с культурой современ- ных печатных СМИ . Всегда сосуществовали его литературное творчество и бу- мажные СМИ . На самом деле можно сказать, что печатные средства массовой информации — это среда обитания образованных людей поколения Лу Синя, от которой никуда не деться. Даже там, где человек не мог присутствовать лич- но, бумажные СМИ делали возможным такое «присутствие» и позволяли играть важную роль. Например, мы можем рассматривать такие феномены культурной коммуникации, как «Лу Синь в Яньане», «Лу Синь в России» с точки зрения сим- волизации и медиатизации. Много времени в своей жизни Лу Синь посвятил редактированию журналов или контактам с издательствами. У него также было много псевдонимов, которые он использовал в своем творчестве, это была свой- ственная образованным людям того времени стратегия «иносказания» и «само- защиты», главной целью которой было пройти рецензирование в периодическом издании и добиться успешной публикации. Для лучшего развития просветитель- ской функции культуры Лу Синь искусно использовал фольклорные явления и образы в качестве стилистического решения. Например, в рассказе «Моление о счастье» он пишет о таких двух явлениях народной культуры, как «пожертво- вание на доску для порога» и «жертвоприношение предкам в канун Нового года», эти явления глубоко показывают, что феодальная культура «безмолвно землю влагой поит» и действительно «над пустынной дорогой нависли черные облака». Культура невежественного народа пронизывает повседневную жизнь людей, на- родными верованиями она разъедает жизнеспособность деревенских женщин. Здесь показаны глубокие печаль и возмущение Лу Синя. Люди, углубленно изучающие творчество Лу Синя, обнаруживают в создан- ной им квинтэссенции культуры такие значительные мысли и дух культуры, что невольно начинают уважительно называть его «энциклопедией», а соответству- ющие исследования — «лусиневедение» [19]. Расцвет «лусиневедения» нераз- рывно связан со стремлением китайского народа к культуре «большой современ- ности». Что касается такого человека, как Лу Синь, имевшего отношение к идео- логии и культуре, он принял их древние, современные, китайские и иностранные ресурсы , с которыми соприкасался, и сформировал свою собственную идеоло- гию культуры путем творческой интеграции и адаптирования. Источники един- ственной культуры не могли помочь Лу Синю , а при линейном или антагони- стическом мышлении в понимании Лу Синя неизбежно возникнут неточности. Именно синтез разных видов культур помог Лу Синю, тем самым предоставив

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=