Проблемы литератур Дальнего Востока
298 Проблемы литератур Дальнего Востока Синя привел его к изобретению различных «тактических приемов» , из которых наиболее известен прием «окопной войны». Он писал: «В молодости нужно быть недовольным, но не пессимистичным, нужно постоянно воевать и защищаться . Если на колючки надо наступить, значит , приходится это делать, но если в этом нет нужды, то и наступать на них не следует. Это причина, по которой я высту- паю за “окопную войну”, но на самом деле я просто хочу, чтоб осталось больше бойцов для новых героических свершений» [16]. Это и был как раз тот опыт, ко- торый Лу Синь сам накопил в качестве такого воина, теперь же он используется, чтобы направить молодежь к ведению «окопной войны», показать, как эффек- тивно защитить себя и в то же время стремиться найти стратегии существования и развития в человеческом обществе. Сразу можно вспомнить его же знаменитое суждение о том, что «первое — нужно выжить, второе — наесться и обогреться, третье — развиваться» . Очевидно, что в этом заложены похожие размышления о жизненных планах и актуальных мерах противодействия. В те годы тяжелые раздумья Лу Синя были направлены в основном на поднявшееся тогда идеоло- гическое течение «сохранения древнего», которое поставило под угрозу судьбу страны и выживание простого народа, поэтому Лу Синь придавал большое зна- чение защите права сограждан на существование и безопасности страны, под- черкивал «актуальность и первостепенность» и «временные меры». Он говорил: «Нашими главными приоритетами являются, во-первых, выжить, во-вторых, наесться и напиться, в-третьих, развиваться. Если есть те, кто препятствует это- му будущему, то они будут повержены, будь то в древности или сейчас, люди или духи, древнейшие кладези мудрости “Три писания” или же “Пять книг за- ветов”, сотни сунских книг или тысячи юаньских, небесные сферы или мистиче- ские изображения, золотые статуи бессмертных или нефритовые Будды, или же передаваемые по наследству рецепты лекарств, мазей и эликсиров» [17, с. 45]. На основании этого отрывка кажется, что Лу Синь — человек, выступающий реши- тельно против традиционной культуры и даже разрушающий ее, и это кажется убедительным. Но если оторваться от особой обстановки того времени и среды, в которой «защищали древность, но не людей», легко можно неверно понять это впечатляющее высказывание Лу Синя, то есть его культурную стилистику, при- нять его за просто необдуманное, резкое суждение , и тогда станет еще труднее ощутить его патриотизм, горячую и искреннюю любовь к жизни, а также его со- ображения относительно культурной стратегии и стилистики. Объективно гово- ря, Лу Синь жил в самый сложный, туманный, запутанный период в новой исто- рии Китая. И даже во время «движения 4 мая» многие из тех, кто уже пробудил- ся, как и Цзюаньшэн из рассказа «Скорбь по ушедшей», оказались в безвыходной ситуации. В этих обстоятельствах особенно нужны были твердость и упорство Лу Синя, его дух «сопротивления отчаянию», а также его невозмутимая, трезвая, яростная, прямая, решительная позиция относительно реалистической культу- ры и языковое выражение. В действительности жизненная философия Лу Синя, заключавшаяся в сопротивлении отчаянию и характеризующаяся трезвым реа- лизмом и активной жизненной позицией , — это основа его философии, и в то же
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=