Проблемы литератур Дальнего Востока
297 3. Пути развития китайской литературы в XX и XXI веках ральных принципов, уничтожение человеческих желаний», которые он исследу- ет и которых придерживается на практике, обобщенно называются «культура каннибализма». В период «движения 4 мая», несомненно, было крайне необходи- мо дать такое определение , и даже если это определение было «чудовищно», оно все равно соответствовало потребностям развития того времени. Призывы «раз- рушить железную клетку», требования «спасти детей, женщин, интеллигенцию», очевидно, тоже были «культурной миссией», данной временем , а Лу Синь — од- ним из «воинов культуры», взявшим на себя эту задачу и миссию. Многие из его высказываний являлись отражением этой его роли «воина культуры». Поэтому мы можем обратить особое внимание и на радикальную эпоху, которую и хва- лят, и осуждают, и на стилистику дискурса Лу Синя. В то же время мы должны разобраться в причине появления такого дискурса в процессе культурной ин- теграции, оценить стилистические эффекты, также следует глубоко проанали- зировать и понять изменения контекста времени и множественные значения слов Лу Синя. Например, автор данной статьи и его коллега-ученый предложи- ли неисчерпаемую тему «Лу Синь и “движение 4 мая”» и провели всекитайскую научную конференцию, где глубоко обсудили эту тему, по результатам был из- дан сборник материалов конференции [14]. Там обсуждалось множество аспек- тов связи Лу Синя с «движением 4 мая» и его культурой. Часто, когда говорят о «духе “движения 4 мая”», называют такие его основные черты, как патриотизм, прогресс, демократия, наука и т. д. Все эти черты явно воплощались в фигуре Лу Синя, и все они имеют знаковое дискурсивное и стилистическое выражение, эф- фект которых тесно связан с языковой средой того времени. Если отказаться от контекста и специфики дискурса того времени и относиться к «движению 4 мая» и Лу Синю с излишней эмоциональностью или с позиции критического дискурса из-за антагонистического мышления, это неизбежно приведет к непрекращаю- щимся ошибочным толкованиям и неверным суждениям. Какими бы бурными и решительными они ни были, тщательного обдумывания они не выдержат. Чтобы целиком и полностью осознать слова и способы выражения времени «движения 4 мая», нам необходимо вернуться к исторической языковой среде, существовавшей до начала этого движения. Автор однажды посмотрел на ки- тайскую литературу «большой современности» с позиции культурной стратегии и особенно подчеркнул ее важность и необходимость: «Каждый раз, когда про- исходят серьезные исторические перемены, возникает правильность или оши- бочность мышления “культурной стратегии”, и это оказывает значительное вли- яние на судьбу нации и развитие культуры» [15, с. 21]. Принимая во внимание положение Лу Синя в культуре Китая и его влияние, его культурная стратегия, и в особенности стратегия критики культуры , имеет исключительное значение. Объектом культурной критики Лу Синя была феодальная, полуколониальная культура и ее представители в реальной жизни. Часто это были диктаторы, авто- ритеты и люди, обладающие влиятельным голосом. Критика этой культуры и лю- дей, имеющих отношение к власти, требовала не только понимания и стратегии, но и достаточного мужества и четкости. К счастью, стратегический выбор Лу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=