Проблемы литератур Дальнего Востока

289 3. Пути развития китайской литературы в XX и XXI веках касается Китая ХХ в., то процесс его модернизации наиболее заметно проявился в расцвете культурных идейных веяний и волнах политических революций. В то время и Китай культурный, и Китай политический находились на стадии поиска своего пути. Лу Синь стремился продемонстрировать свой критический подход к феодальной культуре, долгое время порабощавшей народ, посредством идеоло- гического просвещения и особенно с помощью критики национальных пороков. Он рассматривал феодальную культуру, долгое время накапливавшую серьезные пороки, как «культуру каннибализма», порабощавшую народ и разъедавшую души . Кроме того, с помощью своего литературного стиля Лу Синь визуализи- ровал ее и обнародовал существующие исторические записи «о каннибализме»: «Пиршества из человеческой плоти бесчисленного количества людей — взрослых и маленьких — устраивали всегда , с начала цивилизации и до настоящего време- ни» [3, с. 217]. Множество людей живет в «железной камере», где «нет ни окон, ни дверей; в камере, которую невозможно сломать», они не осознают , как трагична их судьба. Китайский «простой народ, хилый и увядший, словно пробивающаяся из-под огромного камня трава… жил в молчании» [7, с. 82]. В сборнике «Горячий ветер» Лу Синь писал: «Каждый наш шаг, каждое движение кажется самостоя- тельным, но на самом деле нас сдерживают призраки умерших» [3, с. 313]. В таких условиях инертность культурного мышления на уровне рода, клана, предков при- водит к отсталости и застою мышления народа, феодальная закрытость вызы- вает душевную закрытость страны и души народа, а в результате этого широкие народные массы не в состоянии идти в ногу со временем; ни в своем поведении, ни своими привычками, ни ценностями, ни концепциями они не могли вступить в пространственно-временное измерение современной культуры «постдревно- сти». Негибкость, невежество самосознания индивидов, а также слабость, размы- тость коллективного сознания страны вызвали к жизни людоедскую трагедию, воспринимавшуюся как должное, и бесконечный поток унизительных договоров. Вышедшие из-под пера Лу Синя многочисленные рассказы, такие как «Записки сумасшедшего», «Кун Ицзи», «Снадобье», «Завтра», «Рассказ о волосах», «Роди- на», «Подлинная история А-кью», «Блеск» и др . , со всей глубиной показали, как феодальная культура порабощает и контролирует души людей. Яркие персонажи его произведений, А-кью, Хуа Лаошуань, Айгу, тетушка Сянлинь, Жуньту и др . , описание их человеческих трагедий показали реальность, в которой феодальная культура «жестоко и при этом изящно поедает людей». Очевидно, что Лу Синь прекрасно разбирался в критике культуры, предложив анализировать культуру и при этом анализировать самих себя, только так можно прийти к осознанию со- временной культуры и избавиться от феодального диктата норм конфуцианской морали , убрать затруднения, связанные с «духом моральных побед» (называемом также «акьюизмом») , и таким образом , получится культурный рационализм, ос- нованный на «культуре большой современности». Суть культурного рационализ- ма и уверенности в своей культуре Лу Синя заключается в активной рефлексии и реконструкции, а вовсе не в слепом разрушении и уничтожении.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=