Проблемы литератур Дальнего Востока

287 3. Пути развития китайской литературы в XX и XXI веках гаем, и этому есть много оснований, что Лу Синь сам был выдающимся предста- вителем многочисленных культурных идей и элементов, и потому его идеи зача- стую трудно аргументированно объяснить только одними « - измами» (например, индивидуализмом или коллективизмом) или «теориями» (например, эволюци- онной или классовой теорией). В его текстах — как в полемических статьях, так и в творческих, литературных сочинениях — раскрывается культурный субъект «интеграции культур» . Взгляды Лу Синя на культуру на протяжении его жиз- ни были целым миром или густыми зарослями идей, неразрывно связанными с «идейным веянием интеграции культур» [5], возникшим в период «постдрев- ности». Более того, у нас есть причины подчеркнуть, что авангард «движения 4 мая», представителем которого был Лу Синь, на самом деле вовсе не отрицал полностью свою традиционную культуру, не говоря о беспощадном неприятии культуры, пришедшей извне. В действительности они изучали путь интеграции культур, стремились восстановить современную, космополитическую, энергич- ную культурную экосистему. 2. ИДЕИ И МЕТОДЫ: СТРУКТУРА ВЗГЛЯДОВ ЛУ СИНЯ НА КУЛЬТУРУ БОЛЬШОЙ СОВРЕМЕННОСТИ Лу Синь постепенно выстроил свои собственные взгляды на культуру «боль- шой современности» в «постдревнем» времени и пространстве. При этом слово «большая» здесь — из-за изменений представлений о культуре в прошлом и на- стоящем, величины территории самого Китая и внешнего мира, чувств людей (а именно: величие через изменения, открытость миру и великую любовь), а так- же это слово связано с тем, что содержание представлений Лу Синя о культу- ре постепенно расширялось и увеличивалось в динамической конструкции: от ближнего к дальнему, изнутри и снаружи. Он двигался от ближнего к дальнему, от китайского к зарубежному, постоянно осуществляя интеграцию, поэтому он смог изменить дух литературы, смог «вырезать дракона литературной мысли», смело взял на себя моральные принципы, искусно сочинял литературные произ- ведения. Будучи подростком, Лу Синь в основном принимал и впитывал культу- ру родного города Шаосина, позднее он начал движение от ближнего к дальнему, побывал в разных местах, странствовал на чужбине. В Нанкине он познакомился с эволюционной теорией и образованием в области науки, технологии и культу- ры, он учился в Японии, на него повлияли различные современные культуры, включая японскую и русскую. В результате этого у него сформировался свой, бо- лее полный , взгляд на идеи и культуру, в котором главенствующую роль играла эволюционная теория. После этого его взгляды развивались и менялись, а когда Лу Синь обосновался в Шанхае, у него сформировалась богатая и сложная иде- ологическая система, а именно — представление о «более обширной» культуре большой современности. Научное сообщество много обсуждало эту систему , в рамках данной статьи нет необходимости вдаваться в детали. Автор лишь дает здесь краткий комментарий о трех основных направлениях культурных пред-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=