Проблемы литератур Дальнего Востока

276 Проблемы литератур Дальнего Востока в особенности системой образования, когда старая разрушена, а новая еще не построена: «В школе не было ничего нового и интересного, и ученикам приходи- лось занимать себя самим» [2, с. 64]. При этом Го Можо и Ху Ши преисполнены любви к своему народу и мечтают помочь ему избавиться от проблем. В автоби- ографиях они отражают концепции идеального школьного образования, про- блему важности детской литературы и правильного воспитания, которые были популярны в 1930-е гг. Авторы критикуют традиционную систему образования, направленную на бездумное заучивание древних канонов, а также новую систе- му, построенную на нелепых попытках копирования западной модели. В центре автобиографий образ социально активной личности, бунтующей против устоев (сдачи уже ненужных экзаменов на должность чиновника), высту- пающей против некомпетентных и конформных учителей и готовой на исключе- ние из школы ради общего блага (выходной в субботу, чтобы ученики могли воз- вращаться домой). Автобиография носит «эмпирический характер», но авторы выстраивают факты своей жизни таким образом, что они становятся обличени- ем современной им системы. Автобиографии Го Можо и Ху Ши — это непрекра- щающаяся острая полемика с традициями, закостенелостью мышления. Именно открытие нового героя определяет место автобиографии в литературе 1930-х гг. Помимо основной темы в произведениях представлен ряд микротем, пре- доставляющих богатый фактический материал о жизни китайского общества конца XIX — начала XX в.: обычаи (фестиваль тайцзыхуэй, посвященный про- славлению местных божеств в родных местах Ху Ши), деятельность школ ново- го типа (экзамены, учителя, предметы, методы обучения), быт провинциальных семей и новые реалии, появившиеся вслед за распространением западного вли- яния: «Империализм проник давно в наше захолустье — появилась привычка к иностранному опиуму, иностранному атласу и многим другим повседневным иностранным вещам» [2, c. 21]. Автобиографии создавались в период напряженных для их авторов иска- ний: разобраться в себе, упорядочить систему взглядов на мир. Через восприя- тие критически мыслящей личности отражены явления китайской действитель- ности. Жанр автобиографии, предполагающий откровенность, предоставляет автору возможность проанализировать свой внутренний мир и открыть свою общественную позицию. Этим, очевидно, продиктовано создание автобиогра- фий китайскими писателями в довольно молодом возрасте: Ху Ши опубликовал автобиографию в 40 лет, а Го Можо — в 36 лет. Примечательно, что в европейской традиции автобиография, как правило, писалась пожилыми, умудренными опы- том людьми, стремящимися подвести итог своему жизненному пути. Ху Ши и Го Можо во главу угла в описании ставят индивидуума, от начала и до конца придерживаются позиций «я» и его тройственности: «я» описывае- мое, «я» описывающее и «я» созерцающее и размышляющее [19, с. 55]. Характер- ное для произведений автобиографического жанра наличие двух точек зрения — автора-участника событий в прошлом и автора-повествователя в настоящем — предстает в автобиографии не как наложение, а как сосуществование позиций

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=