Проблемы литератур Дальнего Востока

275 3. Пути развития китайской литературы в XX и XXI веках Третья и пятая главы, расположенные после этапа домашнего образования и по- сле второго шанхайского периода, являются как бы выводами о произошедших в мировоззрении в течение указанного времени переменах. На страницах авто- биографии Ху Ши показывает путь духовного становления личности, рассматри- ваемой в широком контексте окружающего мира, делает выводы о вкладе каж- дого из окружавших его людей в развитие его собственного характера, однако отрицает полную детерминированность человеческой личности средой, важная роль отводится собственному разуму. Главы автобиографии Го Можо в отличие от Ху Ши не имеют заголовков, хотя тематические границы достаточно четко обозначены. Условно их можно озаглавить: «Раннее детство и домашнее обучение», «Обучение в начальной шко- ле», «Обучение в средней школе», что подчиняется основной идее событийной ориентированности. Общественные события становятся определяющими в жиз- ни автора. Здесь наблюдается слияние личности и эпохи. В отличие от статичного плана повествования в традиционных автобиогра- фических формах, в автобиографиях Го Можо и Ху Ши личность представлена в динамике, в процессе своего взросления и формирования. Примечательно, что детству как важному этапу становления личности уделено большое внимание и даже посвящены отдельные произведения (несмотря на то, что это не было первоначальным замыслом). Автобиографии ГоМожо и ХуШи следуют хронологически последовательно- му принципу изложения: повествование начинается в родных местах писателей, затем перемещается в домашнюю школу, после этого — в ближайший крупный город (Цзядин , а затем Чэнду у Го Можо и Шанхай у Ху Ши), куда авторы отправ- ляются на учебу; завершается повествование подготовкой к отъезду за границу (в Японию у Го Можо и в США у Ху Ши). Такая близость хронтопов у разных авторов, вероятно, говорит о типологической общности пространственно-вре- менных ориентиров как следствии схожего мировосприятия, сложившегося под воздействием схожих внешних условий. Автобиографии первой половины XX в., создателями которых были писа- тели, выросшие в переходную эпоху, т. е. заставшие в сознательном возрасте по- следние годы правления династии Цин, Синьхайскую революцию (1911) и пер- вые годы Китайской Республики (1912–1949), включают такое важное содержа- ние, как повествование о детстве и анализ влияния на формирование личности ближайшего окружения (родителей, близких родственников, друзей и одно- классников, учителей), а также культурно-исторической среды — новых явле- ний (реформа системы образования, победа новой культуры над старой и рас- пространение западной культуры и , в частности , литературы, революционных идей) и социальных проблем (отсталость медицины, тяжелая судьба женщин, насаждение китайскому обществу западных ценностей), что было не свойствен- но ранним автобиографическим формам древнего и средневекового Китая. На протяжении всего повествования Го Можо и Ху Ши испытывают двой- ственное чувство — чувство неудовлетворенности окружающей обстановкой,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=