Проблемы литератур Дальнего Востока

274 Проблемы литератур Дальнего Востока В раскрытии автобиографической интенции важную роль играют предисло- вия и послесловия. Го Можо в кратком предисловии из трех фраз указывает на основную цель и сюжетную линию всего текста — «показать, как определенный человек был рожден в определенную эпоху». В послесловии автор скромно от- мечает экономический мотив написания: «Если дотерпевший эту книгу до конца читатель, закрывая ее, в сердцах спросит меня: “Зачем вообще надо было публи- ковать этот опус?”, я в шутку отвечу: “Революция уже победила, а простому на- роду нечего есть”» [2, c. 86]. Мотивы Ху Ши более глобальны: на трех страницах предисловия он обо- сновывает написание автобиографии стремлением пробудить интерес других создавать больше «читабельных и достоверных биографических произведений», «оставить историческое свидетельство, открыть новый путь для литературы» [3, c. 2–4]. И между делом он замечает, что пишет «о своей ничтожной жизни в детские годы». Однако Ху Ши уделяет серьезное внимание формированию соб- ственного «я», становлению своей индивидуальности, и повествование в значи- тельной степени подчиняется идее становления воззрений героя. Наиболее явным структурным признаком, отмеченным в китайских авто- биографиях первой половины XX в., является рубрикация автобиографий. Го Можо и Ху Ши делят текст на тематически и структурно завершенные главы, что сообщает некоторую дискретность повествования и может быть объясне- но первоначальной публикацией автобиографических материалов на страницах периодики. В 1948 г. Го Можо признался, что структуру повествования (деление текста на главы, глав на подглавы) и объем каждого публикуемого отрывка (не более полутора тысяч иероглифов) ему диктовало издательство, что ограничи- вало свободу творчества и «очень мучило» [18, c. 798]. Такая дробность публику- емых материалов, очевидно, послужила причиной тематической завершенности и самостоятельности отдельных глав. Однако это не нарушило целостности ав- торского замысла. Названия глав автобиографии Ху Ши указывают на основные этапы процес- са формирования его личности: «Девять лет домашнего образования» показыва- ет формирование внутреннего «я» как отражения внешних факторов (домашней ситуации, влияния учителей и одноклассников, чтения книг); «От преклонения перед богами к неверию» показывает «я», протестующее против традиционных устоев; в главе «В Шанхае (часть 1)» представлен переломный момент в станов- лении личности под воздействием революционных идей Лян Цичао и процесс зарождения бунтарского начала , в том числе под влиянием одноклассников; «В Шанхае (часть 2)» показывает, как новое мышление открыто противостоит традициям , повествует об обучении в общественной школе, основанной быв- шими студентами, вернувшимися из Японии , обладавшими революционны- ми взглядами и предлагавшими принципиально новый подход к образованию; последняя глава «Как я попал за границу» открывает личность, находящуюся в борьбе за новые идеалы против ненавистной системы ценностей старого Ки- тая (о внутренних и внешних причинах решения отправиться на учебу в США).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=